Эй, DJ, поставь мой компакт-диск: истории астраханских диджеев из 90-00-х

Лихие времена

Сегодня у представителей клубной индустрии праздник. Именно 9 марта весь мир отмечает День диджея. Того самого, что выкручивает на максимум не только пульт, но и настроение во время тусовок. Того, кто может заставить танцевать сразу несколько десятков человек и того, кто является проводником в мир музыки. «Арбуз» пообщался с людьми, для которых диджеинг в 90-00-е был всем: любимой работой, средством заработка и просто смыслом жизни. Истории о былом времени — в нашем материале.

Где лучшие тусовки? У нас в клубе!

Тесно связаны с клубом не только диджеи, но и их коллеги по развлечению гостей – ведущие, или MC. Они в ответе за поддержание уровня веселья в зале. Макс Белоснежка – профи в этом деле.

Однажды он танцевал в одном из развлекательных заведений и друзья вытолкнули его на сцену. Так появился новый ведущий в клубе «Юнион», который находился на территории Рыбвтуза. После Макс Белоснежка начал проводить дискотеки и в других клубах, успев поработать во всех, кроме, разве что, некоторых современных. «»Даир «, «Фантом «, «Монако «… – перечисляет ведущий, – любое место написать – там я был».

MC рассказывает, что в нулевых в клубной сфере была хорошая обстановка. Повеселиться можно было, например, в парке «Планета» на дискотеке «Клетка». И в целом тогда все было позитивнее, чем сейчас.

Конечно, не без форс-мажоров. Например, однажды на вечеринке в «Даире» кто-то стрельнул газовым баллончиком: все выбегали, чихали, кашляли. Приехала полиция, вывела хулиганов, а после все продолжили танцевать.

«Фактически наша эпоха закончилась, и, скажем так, шоу-индустрия тоже в Астрахани закончилась. Сейчас все ушло больше в формат lounge, караоке».

А вот уже выросшая молодежь того времени, которой сейчас за сорок, помнит те вечеринки. Люди знают, подходят, благодарят.

Передаем за песню

У Елены Куренной был радиоприемник, на котором она слушала станцию «Маяк». Особенно нравилась ей передача под названием «Молодежный канал», ведь там была музыка, а каждые выходные выходил музыкальный хит-парад. Смотрела, запоминала. Однажды она познакомилась с людьми, которые, узнав, что Елена хорошо разбирается в музыке, позвали ее вести дискотеки в бывшем кинотеатре «Прогресс».

Сказать о том, что это время было простым и легким, означает нагло соврать. Тогда не было ничего, и в то же время было все. Но ночные дискотеки в клубах точно стали главным развлечением и видом досуга молодых астраханцев. Да, те ребята не знали, что через пару десятков лет самые популярные композиции будут у каждого школьника в его личной электронной коробочке. И получит он их не путем перематывания кассет, а просто нажатием на экран.

«Пока играет одна песня, моя задача была на втором магнитофоне быстренько перемотать кассету и услышать в этом шуме через наушники где начало, чтобы поменять кассету», – рассказывает журналист, а в прошлом диджей в клубе, Елена Куренная.

А еще, работая диджеем, она придумала собственный вид чаевых. Некоторые люди часто просили включить свои мелодии, но остальным это не нравилось. Она находила компромисс: начала взимать за это плату. Сначала эта сумма была равнозначна цене билета за вход – 30 рублей, а после уже доходила до 100.

Конечно, в то время никто не приходил без алкоголя. Елена вспоминает, как она согревалась портвейном в холодном помещении клуба. А вот в самые жаркие времена толпа могла даже дойти пешком до Волги и окунуться туда.

Дискотека была местом, куда приходили, встречались, влюблялись, расставались, скандалили… «Это был кусок нашей молодежной жизни. Тогда не было никаких мест досуга, вообще никаких. Дискотека, и все», – вспоминает Елена.

Кислотный dj, хей, кислотный music, хей

Как рассказывает ведущий Виктор Денисов, обстановка была разная и менялось все каждый день. Но люди были те же: собирались, танцевали, выпивали. Интернета не было, и молодежь довольствовалась чем могла, приходя послушать модную музыку в клуб.

Виктор с детства писал стихи, был ведущим в школе, а затем и в строительном институте. После того, как его оттуда выгнали, он поступил в колледж культуры и стал сочетать профессиональную деятельность с шабашками.

Все началось в 1995-ом году, когда открылся клуб «Вояж». Работал Виктор и арт-директором: в «Даире», «Galaxy», «Alen house». Дни были веселые, есть, что вспомнить.

«Забегали девушки на сцену, срывали с меня одежду, засосы ставили мне на теле в момент конкурса», – вспоминает он.

Было много конкурсов с алкоголем, Виктор выпивал на сцене с барменами и сам часто выходил навеселе на сцену. Но, конечно, до крайней степени не доходило, ведь еще нужно вести вечер.

«На сцене вытворяли штуки, что только не делали. Веселился народ. А сейчас больше интровертов, чем экстравертов, люди зависимы от гаджетов и интернета», – рассказывает ведущий.

По тому времени он не скучает, считает, что всему свой срок:

«Я реалист. Если бы можно было вернуть то время, то что-нибудь бы делал, что могло бы меня туда перенести. А так — принимай мир сегодня, слава Богу, что живы».

Зеркальный шар

В диджеинг Александр Зуев попал спонтанно. Тогда его друг сам работал диджеем в клубе «Монако» и предложил товарищу подработать светорежиссером.

«Я пошел. Подошла директор и сказала ему: «Слушай, ты хотя бы объясни, где какие кнопки нажимать, если вдруг что случится «. Понравилось, втянулся. В основном я работал в моем «родном» клубе «Монако»»

Выступал Александр под именем DJ Travel – «прицепилось» еще со студенческих будней, причина – много ходил пешком.

Самая запоминающаяся ситуация произошла уже в первый рабочий день. В момент, когда диджей стоял за пультом, упал зеркальный шар. Да и не просто упал, а прямо на девушку, танцевавшую за секунду до этого под светом цветных прожекторов. И было это 1 апреля. Может быть, именно этот праздник помог избежать серьезных последствий.

«Представляете мое состояние, когда я стою и вижу, как мелькнул свет какой-то, зеркальный шар лежит на полу, рядом девушка держится за плечо».

За пультом Александр чувствовал, что управляет людьми, танцполом. «То есть, если захотел чтобы они поднялись – ты их поднимаешь, если захотел, чтобы они сели – можешь посадить».

Сейчас Александр не играет, но ему хотелось бы попробовать снова, уже в качестве хобби или дополнительного заработка. У него есть друзья, которые дома держат оборудование и периодически они все собираются и играют.

«Золотое» время клубов

Любовь к музыке у Рамиля Сагитова была с самого детства, поэтому, когда в 2007 году он оказался за диджейским пультом, он сразу же понял, что это его.

«На мой взгляд, это золотое время клубов в городе. Сейчас в Астрахани нигде не смогут разом собраться до 1500 человек, а тогда это было легко. Клубы были большие, со своей атмосферой, и именно она тянула меня к себе. Мне хотелось быть на сцене и дарить людям свои умения, понимать, что я с ними на одной волне», – подметил диджей Рамиль Сагитов.

За новыми дисками и кассетами в то время ездили в другие города, а попасть в клуб нужно было еще постараться, и перед этим отстоять длинную очередь.

«Не хочу обидеть нынешних диджеев, но сейчас стать им проще простого, ведь программа сделает все за тебя. А тогда нужно было делать все самому, люди это чувствовали это и кайфовали вместе с диджеем. Тогда мы выкладывались на полную, диски летали в разные стороны, только бы все на танцполе были довольны», – рассказывает Рамиль Сагитов.

В последнее время его очень часто посещают мысли о возвращении в диджеинг. Порой приходит в какое-нибудь развлекательное заведение и руки так и чешутся выгнать местного диджея и показать, как нужно играть. «Поэтому если будет возможность оказаться за пультом еще раз, – отказываться точно не буду».

Рамиль добавляет, что в то время все были не просто коллегами, а друзьями, близко общались и пересекались на тусовках. Если он сейчас кого-то встречает, эта случайность обычно заканчивается теплой беседой о былых временах.

«С вами мы разговариваем благодаря Александру Зуеву. Из «старичков» клубов часто встречаю CJ Mak, он по-прежнему дарит людям свое творчество. Когда вижу его за пультом, появляется приятная ностальгия, как будто я вернулся в нулевые».

Кстати, удивительный факт из рабочих будней DJ S@GIT’off: драки во время  его вечеринок всегда начинались аккурат с треком Prodigy «Smack my bitch up». Вот такие вот совпадения.

Стало как-то жарковато

Как рассказывает Сергей, с детства все вело к тому, что он станет диджеем. Сначала музыкальная школа, потом он состоял в музыкальной группе, проводил школьные дискотеки.

«Ну а когда переехал в Астрахань и поступил в вуз, то познакомился с ребятами диджеями. Поначалу не вникал в это, но после все изменилось», – рассказал Сергей.

На дискотеке у DJ Tyuveev один раз девушка разделась до нижнего белья – увлеклась танцем.

Сергей и сейчас работает – в баре «Белка». Как он рассказывает, все диджеи Астрахани общаются между собой, всегда готовы помочь друг другу, подменить, когда это нужно, поделиться мнением или опытом, связанным с использованием какого-либо оборудования или софта.

Обнимашки!

В музыку будущего диджея Александра Студенникова «затянуло» в средних классах школы. В то время он начал ходить в музыкальный кружок в Центре детского творчества в поселке Лиман. Перед окончанием 9-ого класса музыкальный руководитель предложил ему подработать помощником тамады. В обязанности входило следующее: установка и настройка аппаратуры, звуковое сопровождение, ведение танцевальных блоков. В какой-то момент одних свадеб стало мало, и Александр начал подрабатывать летом диджеем в баре «Каскад».

«Бар работал ежедневно, поэтому в остальные периоды я не мог совмещать данную работу с учебой, в отличие от ведения свадеб, которые проходили в выходные дни», – делится музыкальный экскурсовод.

Однажды, когда Александр Студенников диджеил, одна из традиционных потасовок переросла в массовую драку.

«Помню, обнял аппаратуру, чтобы не разбили и ждал, когда все закончится», – делится он.

За диджейским пультом он бы не хотел побывать снова, считает, что уже отстал от прогресса. А вот поработать еще хоть одну свадьбу помощником тамады – вполне.

С друзьями по музыке Александр общается до сих пор. Кто-то сменил род деятельности, а кто-то продолжает любимое дело. Но при встрече диджеи часто вспоминают то время.

Диджей под прикрытием

«Почему именно этот род деятельности, я думаю, никто вразумительно не объяснит. Как объяснить, почему вдруг захотелось сделать лучшую дискотеку с лучшим световым и звуковым оборудованием?» – рассказывает Александр Тенишев.

С оборудованием все получилось, но гораздо позже, где-то в конце девяностых-начале нулевых, когда Александр серьезно занялся концертной деятельностью. Начиналось все с обычных школ, а также кинотеатров «Родина», «Юбилейный» и «Призыв». А однажды диджей даже принял участие в плавучей дискотеке на теплоходе «Москва-134».

«Конечно же, не без любовных похождений. Это когда на дискотеку приходят три твоих девушки и ты должен вести себя так, чтобы ни одна из них не была обделена твоим вниманием, но при этом ни одна из них не догадалась о присутствии соперницы. И не забывайте, что диджей всегда на виду».

Про разгул бандитизма тоже не стоит забывать. В то время конкуренты давали отморозкам денег, чтобы те пришли на дискотеку и устроили там погром. «Та еще битва была посреди Волги…» – вспоминает Александр.

Совет новичкам от Александра Тенишева: нужно найти свою публику, а публика должна найти своего диджея. Который не просто ставит музыку, а живет на танцполе в одном ритме со своими гостями.

Поздравляем всех диджеев с их профессиональным праздником! Пусть драк и форс-мажоров будет меньше, а приятных знакомств, зажигательных дискотек и интересных историй больше. Радуйте нас и дальше своей музыкой в клубах, барах и кафе, ведь без вас там станет попросту скучно.

Мария Пряженникова

9 марта 2022, 22:10

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ