Что не так с новыми автобусами в Астрахани

Куда они катятся

ОсновноеТранспорт Автобус и астраханский кремль

Фото: Арбуз

При всех достоинствах новых астраханских автобусов, процесс их запуска вызывает много вопросов. Транспортный обозреватель «Арбуза», продолжающий пристально наблюдать за работой синих «Волгабасов», делится своим удивлением по этому поводу.

Автобусы — это прекрасно. Примерно такой вывод сделал я в своем репортаже, написанном в первый день работы нового маршрута М1. И правда: техника новая, внутри комфортно, интервалы довольно небольшие, и главное автобусы реально ходят допоздна. Но, к сожалению, не обошлось и без странностей. И странности эти в том, что при запуске автобусов, кажется, забыли, что они должны не только красиво кататься по улицам города, но и возить пассажиров.

Автобус закрывает двери

Обратите внимание на фото. Что узнает пассажир, читая информацию на борту этого автобуса? Он видит кучу всего: бренд Астраханской области, рекламу национальных проектов России и Государственной транспортной лизинговой компании. И — в уголке — что автобус идет по маршруту М1 до улицы Латышева. А под этим почему-то упоминание остановки Центральный стадион, хотя в данном случае она ни следующая, ни конечная.

Нет главного — куда вообще можно доехать на этом автобусе. Хорошо если это М1 — трасса его более-менее совпадает со знакомой людям маршруткой 1с (хотя об этом они тоже должны откуда-то узнать). А если это М5, трасса которого петляет, причем по-разному, в зависимости от направления? Узнать, что он заезжает в микрорайон улицы Куликова, где живет значительная часть его потенциальных пассажиров, по информации на табло нельзя никак.

Автобус М5 на улице Николая Островского

Внутри автобусов места для схемы маршрутов тоже не нашлось. Там висят правила и информация о стоимости проезда. На этом все. Это крайне удивительно, учитывая что мне однажды доводилось выпускать подобную схему. На весь процесс (включая поиск дизайнера, написание ему технического задания, согласование макета и работу типографии) ушло меньше недели. Сколько у нас готовились к запуску новых маршрутов? А схемы так и нет.

Салон автобуса Волгабас

Может быть, надеялись на СМИ? Так СМИ тоже этих схем не получали! Брали кто во что горазд. Большинство опубликовало рисунки из схемы РОСДОРНИИ, выпущенной еще в 2021 году. Но это не схема новых маршрутов, это тогда были просто рекомендации от экспертов. И там даже есть небольшие, но отличия от реальных трасс. Но за неимением другой информации — хоть так.

Один из контрактов на перевозки

Мы же нашли контракты, которые область подписывала с перевозчиком. И взяли схемы маршрутов оттуда. Но это тоже странно. Чтобы узнать информацию, которая должна быть на каждом углу, пришлось чуть ли не журналистское расследование проводить.

Схемы новых автобусных маршрутов в Астрахани

Кстати, подсказываем еще один удобный способ посмотреть маршруты: 2ГИС и Яндекс.Карты. Ищутся по названиям. Правда, там выводятся и те маршруты, которые пока еще не запущены. Базу 2ГИС не забудьте обновить на самую свежую.

Может быть стоило узнать из первых рук, у перевозчика? А мы пробовали. Еще осенью написали несколько запросов в «Питеравто» и «Таксомоторный парк №20», на которые благополучно никто не ответил. Единственные, кто шел на контакт — Минтранс региона, за что его сотрудникам большое спасибо.

С перевозчиком вообще доходило до абсурда. Когда 11 января, как оказалось за день до запуска новых автобусов, мы (как чувствовали) позвонили в «Питеравто», на нашу просьбу сообщить дату их выхода на линию там ответили, что вообще на запросы журналистов отвечают в течение 30 дней. Потом попытались соединить с кем-то в Астрахани, но не удалось — здесь все были сильно заняты и никто тоже ответить не смог.

Кстати, даты запуска еще четырех магистральных маршрутов мы до сих пор не знаем. «Не позднее 20 января», если верить контракту, и «до 25 января» по последним официальным заявлениям. Видимо, все скажут опять в последний момент, и автобусы снова пойдут пустыми из-за недостатка информации.

Кажется, это обратная сторона тех самых брутто-контрактов, по которым перевозчик получает деньги из бюджета просто за сам факт выпуска автобусов по расписанию, а средства от продажи билетов идут не ему, а в Минтранс. Эту схему расхваливают за то, что водителям автобусов теперь незачем гоняться за пассажирами. Но получается другая крайность — теперь пассажиры вообще только мешают.

Сравните это с любой маршруткой, где крупными буквами будут написаны все популярные у пассажиров места вроде «Ярмарки», АГУ, АГТУ, Больших Исад, «Алимпика». Эти люди знают толк в том, как привлечь пассажиров. А крупный перевозчик почему-то нет. Или — что более вероятно — знает, но не хочет этим заниматься.

Маршрутка номер 33ск и курьер

Фото: Дмитрий Дадонкин

Нет, со временем, конечно, астраханцы привыкнут. И не к такому привыкали. Но пока получается, что деньги, которые наш астраханский бюджет уже сейчас тратит на автобусы, уходят впустую. И, что обидно, просто из-за закрытости. Напечатать нормальные схемы — это минимальные сроки и минимальные затраты. Сделать заранее рассылку со схемами маршрутов и их расписанием (эта информация есть у перевозчика, водители же ее откуда-то знают) по СМИ и пабликам в соцсетях — вообще нулевые затраты. Почему этого не сделано? У меня только один ответ — пока эти автобусы не для пассажиров. Очень хочется верить, что транспортную реформу просто в спешке делали, и это не тенденция, а временное недоразумение.

Вадим Окороков

15 января 2023, 21:17

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей