Федеральные торговые сети все активнее приходят в Астрахань. Город продолжают «захватывать» магазины «Пятерочки», а вскоре астраханцы смогут ходить и во второй гипермаркет сети «Лента», который откроется на месте бывшего хлебозавода «Болдинский».
Заезжих ритейлеров не пугают сложности логистики: размах товарооборота позволяет им компенсировать издержки на доставку товаров. Все это заставляет «сдуваться» немногочисленные местные торговые сети: уступая по финансовым возможностям, они ищут свои способы привлечь покупателя, однако не всегда это дает результат. Масштабным маневрам «федералов» они вряд ли смогут сильно помешать.
На сегодняшний день в Астрахани работают несколько относительно крупных местных торговых сетей. Это магазины «Городок», «Погребок», «Даир», а также премиальная сеть — «Михайловский». Пожалуй, лишь «Михайловский» может чувствовать себя относительно спокойно — его ниша, в которой правит бал кулинария, вряд ли сильно интересна федералам, которые нацелены, прежде всего, на низкие цены. «Михайловский» предлагает множество готовых блюд собственного производства по ценам выше средних.
А вот «Городок», «Погребок» и «Даир» могут испытывать проблемы из-за экспансии «Магнитов», «Пятерочек» и «Ленты». Этим сети вряд ли могут конкурировать с федеральными игроками по ценам или ассортименту. Качественных продуктов местных производителей, которая могла бы подчеркивать их уникальность, в этих сетях нет. Как нет и грамотной политики по повышению лояльности покупателей. Собственно, никакой обратной связи даже с партнерами или средствами массовой информации здесь тоже нет. Получить комментарии ни от «Даира», ни от «Городка» и «Погребка» «Арбуз» так и не смог — телефоны либо молчали, либо представители компании на том конце провода сообщали, что не готовы дать комментарий и отключались.
Исходя из этого можно предположить, что федеральные сети продложат активное развитие в Астраханской области. «Крупные ритейлеры занимают любые свободные площади, не особо вдаваясь на начальном этапе в экономику — считать ее они будут через несколько лет, а сейчас главная задача — захватить рынок. Чем больше магазинов, тем ниже издержки на логистику. И это преимущество, которое будет у федералов расти. Местные сети не могут похвастаться такими возможностями. Ну и уровень руководства там, как мне кажется, оставляет желать лучшего», — делится с «Арбузом» бывший совладелец сети продуктовых магазинов в Астрахани. На вопрос о том, интересны ли федеральным сетям местные производители, он отвечает отрицательно. «Нет, не интересны. Зачем им лишние проблемы и производители с высоким риском каких-либо накладок? Им важны самые низкие цены и возможность контролировать товары на всех этапах от закупки до доставки в магазин. У крупных производителей это налажено, у местных — почти нет».
Что же нужно делать местным сетям, чтобы удержаться в этой конкурентной борьбе на плаву? «Полагаю, им нужно как раз-таки активнее работать с местными производителями, предлагая покупателю не стандартный ассортимент, который можно купить везде, а уникальные местные продукты. И рекламные кампании выстраивать исходя из этого. То есть, всеми силами отстраиваться от федералов. Но местные продукты, представленные там, должны быть качественными. А этого зачастую нет. Ну и маркетинговых мероприятий почти не ведется. То есть, работаем, надеясь на авось. Но рано или поздно этот авось местных игроков и погубит», — уверен собеседник «Арбуза».
Напомним, что на разных уровнях периодически появляются отдельные инициативы о том, как обуздать экспансию крупных торговых компаний в региона. В Общероссийском народном фронте, например, предлагали создать в стране государственную торговую сеть, а местные ритейлеры из ряда регионов создают ассоциации, чтобы пытаться противостоять федералам. Однако федеральная экспансия сегодня продолжается почти во всех субъектах России и реальных альтернатив, не нарушающих законов рынка, никто предложить до настоящего времени не смог.