Чем может быть опасен для астраханцев сервис «БлаБлаКар»

Расследование «Арбуза»

Популярный сервис «БлаБлаКар» все чаще всплывает в сводках УМВД из различных регионов. Неделю назад знаменитая «попутка» стала причиной гибели троих земляков в республике Дагестан. В ночь с 23 на 24 августа «Лада Веста», в которой находились известный астраханский фотограф Анастасия Романова и её друзья — бармен Илья Ключевский и Владимир Гладченко, выехала на полосу встречного движения у села Кочубей в Тарумовском районе Дагестана и столкнулась с пассажирским автобусом. В результате ДТП все находившиеся в легковом автомобиле, включая водителя, погибли на месте.

После того как информация о трагедии распространилась по соцсетям, активные интернет-пользователи и общественные деятели начали высказывать свое отношение к данному виду перевозок.

«Похоже, что авария с гибелью троих астраханцев стала очередной смертью на совести так называемого каршеринга. Мне однажды не посчастливилось воспользоваться сервисом #blablacar для дальней поездки. Я наивно полагал, что доеду в компании нормальных путешественников. Увы, после того как в убитую праворукую «Тойоту» набилось девять человек, а усталый с красными глазами водитель-дагестанец сел за руль, я понял, что это обычная потогонка. Молодые люди, рискуя жизнью своей, пассажиров и других участников движения, буквально кровью зарабатывают деньги. Мой водитель рассказал, что можно заработать до 150 тысяч в месяц на маршруте Махачкала-Москва. В одного, без сменщика. На кофеине и таурине. Пассажиры, понимаете, в данном случае, это так, типа баранов на бойню. В моём случае я не стал ждать печальной развязки и около двух ночи, когда машину начало таскать по трассе от того, что водила клевал носом, я попросил его пересесть на моё место и часа три сам ехал за рулём этой горе повозки, пока водитель отдыхал. Уверен, что похожий сценарий произошел с нашими земляками в страшной аварии на днях. Считаю, что правоохранительные органы должны тщательно расследовать происходящие аварии, связанные с сервисами каршеринга, пресечь любую коммерцию на крови, привлечь виновных к ответственности. Нелегальный бизнес ничего не имеет общего с взаимовыручкой и удобством», — Александр Дарьянов, бизнесмен.

«Своими глазами 20 августа видел пять искореженных машин по пути из Инчхе (база отдыха в республике Дагестан) в Махачкалу — результат ночной поездки сонного водителя. Тогда, слава Богу, вроде бы обошлось без смертей», — Алексей Тяпкин, предприниматель.

Следует отметить, что с недавнего времени через данный сервис можно забронировать место не только в легковом автомобиле, но и в рейсовом автобусе. Например, билеты на автобус «Астрахань-Москва» можно приобрести двумя путями. Первый – это указанный выше сервис «БлаБлаКар». Второй – в кассе, что удивительно, не автовокзала, а ЖД-вокзала. Заходишь и идёшь налево, проходя мимо знаменитого мини-зоопарка железнодорожников. Там, в тихом углу и продают сомнительные билеты.

За месяц до трагического события корреспондент нашего издания решил совершить поездку в столицу, чтобы оценить все плюсы и минусы сервиса. Отходил автобус с указателем «Заказной» не со стоянки автовокзала, а с проезжей части на территории ЖД-вокзала, напротив часов.

Поездка, несмотря на значительное расстояние, заняла у нас 18 часов. Скоростной режим не соблюдался. На трассе водитель изо всех сил пытался не идти меньше 110-120 км/ч.

Под Волгоградом нашему водителю кто-то позвонил и к нам в пути сели несколько неизвестных, которые не бронировали себе данную поездку.

В городе-герое мы остановились на одной из центральных улиц и высадили «безбилетных». Освободилось шесть мест. Проехав еще немного, водитель остановился на площадке, где нас явно ждали. Человек пятнадцать с детьми на руках и большими сумками радостно вглядывались в окна.

Таааааак. Можем взять только шесть человек.

— Как так? Мы регистрировались в «БлаБлаКаре» и звонили вам предварительно. По телефону говорили, что места есть.

— Ну вот так получилось. Решайте там между собой кто едет. И побыстрее. У нас время.

Люди начали спорить и напоминать друг другу, кто первый пришел встречать транспортное средство. В итоге получилось, кто успел — того и свободное сиденье. Волгоградцы с детьми, не успевшие проникнуть внутрь так и остались провожать нас глазами…

Когда мы оказались в поселке Гумрак вблизи Волгограда, водитель прошелся по салону и попросил приготовить паспорта. Документы он покидал в «рублевый» черный пакет и куда-то отнес на проверку. По всей видимости на пост ДПС. Подобная процедура была и на обратном пути.

После поездки «Арбуз» решил разобраться, осуществляется ли контроль за такими перевозчиками и есть ли он вообще. Кто будет отвечать, если люди, сев в такой автобус, попадут в аварию? С этим вопросами мы отправились к представителям Астраханского автовокзала.

«Кто курирует деятельность общественного транспорта, отходящего с территории железнодорожного вокзала, мы сказать не можем. Но это точно не наши перевозчики. Проводятся ли там какие-либо проверки — тоже не ответим. Например, у нас работа выстроена так: мы следим за соблюдением режима труда и отдыха водителя. Перед поездкой осматриваем машину, потому что понимаем, что в случае чего отвечать нам. Наша первостепенная задача — чтобы пассажир совершил безопасную поездку из пункта А в пункт Б. Над нами стоят контролирующие органы», — говорит Вячеслав Анохин, администратор автовокзала.

Убедившись, что автобусы отходящие от ЖД-вокзала к автовокзалу отношения не имеют, мы отправили официальный запрос на имя руководителя Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Сергея Дубовицкого, где попросили ответить на три вопроса: законны ли эти перевозки; имеется ли карта и свидетельство маршрута, а также паспорт и расписание маршрутов; контролируется ли скоростной режим, режим труда и отдыха водителей.

В ответе нам четко дали понять, что в действующем законодательстве РФ не содержится понятий: «свидетельство маршрута», «расписание маршрутов», в связи с чем предоставить какую-либо информацию нам не могут. Получив такой ответ, решили сами изучить законодательство в сфере пассажирских перевозок. Оказалось, что основным документом в этой сфере является Устав автомобильного транспорта N259-ФЗ, статья 2 которого содержит то самое понятие расписания — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта. Копаясь дальше, нашли в статье 2 уже Федерального закона N220-ФЗ термин свидетельства маршрута — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту. И тут, собственно, без помощи квалифицированных специалистов компетентных органов, нам — не специалистам в области автомобильного транспорта, стало предельно понятно, что для того чтобы перевозить пассажиров, всё-таки необходимо иметь при себе свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту.

Добавим, что МУГАДН по Астраханской области и Республике Калмыкия прекратило свою деятельность год назад в связи с реорганизацией и теперь его функции возложены на Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора. При подготовке запроса мы указали прежнее название ныне уже не существующего ведомства, однако если сегодня зайти на его сайт, то можно увидеть, что на главной странице название осталось прежним.

Здесь напрашивается банальный и грустный вывод о том, что безопасность пассажиров — дело самих пассажиров. Как добираться в другой город, решать вам. Как видите, нелегальные перевозки хоть и незначительно дешевле, но отвечать за вас, по сути, некому. Легальные же перевозчики не боятся брать на себя ответственность и если пассажир получает какие-либо травмы, всегда можно рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании. Да и казну «белофлажники», как ни крути, налогами пополняют.

31 августа 2018, 12:06




Лента новостей