Чего пока не хватает астраханской транспортной реформе

Время предварительных итогов

ОсновноеТранспорт Автобусы на площади Октябрьской

Фото: Арбуз

В минувшую пятницу произошло важное событие: на улицы Астрахани вышел последний из 48 запланированных маршрутов третьего этапа транспортной реформы. Сама реформа уже успела сильно повлиять на Астрахань и астраханцев: жизнь в городе прекратила замирать после восьми часов вечера, даже у пенсионеров вошли в привычку отслеживание положения автобусов на онлайн-карте и бесконтактная оплата. Про все это мы уже подробно писали.

Но запуск — это только начало, и сейчас самое время работать над ошибками и заниматься улучшениями. Транспортный обозреватель «Арбуза» Вадим Окороков обратил внимание на пять моментов, которых транспортной реформе пока не хватает, и на которые внимание стоит обратить в первую очередь.

1. Гибкость тарифов

В условиях конкуренции цены и скидки — одни из главных инструментов для борьбы за долю рынка. Но в транспортной реформе эти инструменты пока используются мало. Даже пользователи транспортных карт «Каспий» могут рассчитывать на заметную скидку лишь в двух случаях: если они учащиеся и имеют право на льготу, или если оплачивают проезд чаще двух раз в день и способны получить выгоду из безлимитного тарифа. Во всех остальных случаях скидки либо нет совсем, либо она малозаметная.

В отличие от соседних городов, стоимость проезда у нас не зависит от способа оплаты

Со стороны кажется, что если сделать скидки на проезд по транспортной карте, то бюджет только потеряет. Но на самом деле, скорее, приобретет. Потому что человек, который пополнил баланс транспортной карты, уже целенаправленно будет ждать автобус. И на маршрутке не уедет. Такие ситуации (с учетом автобусных интервалов и способности маршруток влезать между ними) сыграют автобусной выручке на пользу.

Причем этому даже есть доказательство. Когда в начале года заработали проездные для учащихся, автобусы сразу пополнились многочисленными студентами. Казалось бы: одни убытки — они ведь ездят за полцены! А на самом деле раньше большинство из них автобусами не пользовалось. Поэтому с каждого купившего проездной студента бюджет получает деньги, которые раньше тратили на маршрутки. К тому же, получает стабильно и по предоплате.

В общем-то, на самих маршрутках скидки начали вводить с первых дней транспортной реформы — а уж у этих акул общественного транспорта есть чему поучиться.

2. Улучшение маршрутов

Новая маршрутная сеть стала настоящим прорывом (до конца не верил, что в итоге выберут именно такой, самый радикальный сценарий). Но при этом, как и любой подобный масштабный проект, реализованный за короткие сроки, она нуждается в доработке. Тем более, что без ошибок не обошлась и изначальная схема РОСДОРНИИ. В том числе вызывающе крупной для такой серьезной организации ошибки — когда в схеме вообще не учли существование запрета на проезд автобусов по Старому мосту.

Магистральный маршрут М6 так и не смог добраться до Военного городка, вопреки планам РОСДОРНИИ

Все это привело к тому, что часть маршрутов пришлось в экстренном режиме перекраивать. И такое ощущение, что уже без детального исследования пассажиропотока. Поэтому где-то автобусы большой вместимости ходят полупустыми с небольшими интервалами, где-то средние автобусы забиваются до отказа, а где-то бедный 53-й автобус вынужден по встречной объезжать очередь на железнодорожный переезд.

Одно из изначально спорных решений — сокращение «единички» до Аэропортовского проезда при ее превращении в магистральный маршрут М1. В итоге Советский поселок, куда раньше даже трамвай ходил с небольшими интервалами, сильно потерял в транспортной доступности. Хотя с запуском 117-го и должно стать получше.

3. Продуманность расписания

С самим расписанием проблем меньше (все-таки главное здесь время работы и интервалы, а не во сколько приедет конкретный автобус), но свои нюансы встречаются. Например, доходящая до абсурда несостыковка расписания автобусов, проходящих мимо железнодорожной станции Астрахань-2, и пригородных электричек. Про нее уже был материал на сайте и мы продолжаем получать жалобы от местных жителей.

Местные жители уже дважды рассказывали «Арбузу» на ситуацию, когда автобус четко по своему расписанию проезжает остановку прямо в момент, когда электричка на станцию только прибывает. При этом еще и следующий автобус при заявленном интервале в 18 минут, по их словам, снова приходит только через почти 40.

То есть, согласовать расписание разных видов транспорта и отправлять автобус на минуту позже — проблема, а что один из автобусов вообще на линии отсутствует — видимо уже штатная ситуация. И это отдельная проблема — но о ней ниже.

Учитывая, что это, кажется, единственное место, где расписание автобусов вообще нужно с чем-то синхронизировать (кроме разве что синхронизации потенциально пересадочных маршрутов автобусов между собой), для решения проблемы потребуется не так много времени. Зато люди не будут стоять по 40 минут на остановке, где нет даже лавочки. И так мы переходим к четвертому пункту. И это…

4. Остановки

Вообще они должны были появиться чуть ли не одновременно с автобусами, но что-то опаздывают. Хотя, надо признать, ремонт постепенно идет. Но кроме очевидной проблемы с благоустройством старых остановок появилась еще одна — организация новых.

Часть автобусных маршрутов пошла там, где уже много лет не было никакого общественного транспорта. Что привело к путанице. Потому что и водители и пассажиры могли только предположить, где на этих улицах вообще остановки. Ни карманов, ни знаков.

Это приводило к странным ситуациям. Например, когда автобус гордо проезжал мимо пассажиров, выстроившихся вдоль частного сектора, и останавливался дальше, в камышах. Потому что официальная остановка почему-то была именно там, хотя и никак не обозначена.

Остановка в камышах

Это остановка, мы не шутим

Сейчас люди уже как-то привыкли и встают у нужного кустика. Если, конечно, они местные. Но простор для работы в этом плане еще огромный.

5. Водители

А еще автобусам по-прежнему не хватает водителей. Кадровый голод — проблема, которую мы поднимали еще в самом начале транспортной реформы. Даже на водительскую категорию D в Астрахани в последние годы стали обучать исключительно на микроавтобусах — так как на появление больших автобусов даже надеяться перестали.

Учебный автобус

Большой ЛиАЗ в автошколе выполняет лишь роль вывески и постепенно ржавеет

С запуском всех маршрутов проблема только усугубилась. Автобусов в город пришло очень много, и водителей все еще не хватает. И именно это — главная причина, почему заявленного в расписании автобуса может вдруг не быть. Автобус-то есть, он давно уже прибыл в парк с завода, а вот сесть за его руль пока некому.

Так что, если у вас есть знакомые, которые не знают, куда пойти работать (или это даже вы сам) — вакансия открыта, откликайтесь. Причем ищут не только водителей, но и ряд других специалистов. Полный список, если что, вот здесь. С официальной зарплатой и, скорее всего, нормальными условиями труда. Потому что этот работодатель сказать «вас таких за забором целая очередь» не может. Из той очереди уже всех взяли, и из следующей тоже. А еще — это возможность лично поучаствовать в транспортной реформе.

Вадим Окороков

3 июня 2024, 21:48

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей