Банк России считает, что клиенты любых кредитных организаций не должны объяснять — кому и для чего они сделали денежный перевод. Возмущение вызвали настойчивые просьбы некоторых банков к своим клиентам обосновывать даже мелкие транзакции с карты на карты под угрозой блокировки.
Просьбы поступали клиентам Сбербанка, Тинькофф и Бинбанка — по крайней мере так утверждают «Известия». Речь идет о трех москвичах, которые сделали операции на одинаковую сумму в 1000 рублей. Все три операции вызвали вопросы у банковских служб финмониторинга — не взирая на небольшой объем суммы.
Сбербанк обратился к своему клиенту сразу, не позволив без проверки провести операцию:
«После долгих разбирательств и предоставления документов, подтверждающих экономический смысл трансакции, перевод всё-таки был сделан.»
Тинькофф попросил, настаивает клиент-москвич, предоставить фотографии карт, с которых на карту была переведена 1 000 рублей. Банк объяснил действия защитой от мошенничества.
В Бинбанке клиенту-девушке пригрозили, что заблокируют пластик, если та не объяснит «смысл операции».
— Специалист колл-центра перечислила все бумаги, которые нужно перекинуть ей в WhatsApp. Там было письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств (расширенная выписка со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты, — рассказала «Известиям» Анастасия. — На сбор документов мне отвели три дня.
У всех троих история закончилась благополучно — но новость вызвала довольно бурные обсуждения и резонанс. На тему стали писать деловые федеральные СМИ.
Центробанк выступил с объяснением в итоге. В двух словах:
а) кредитные организации имеют право заподозрить любую транзакцию в том, что ее провели некие мошенники без согласия владельца денег;
б) однако все, что они могут попросить от клиента — это подтвердить желание отправить деньги либо принять пожелание отказаться от операции.
Выяснять происхождение денег при этом банк не имеет права.
Что делать, если банк от вас потребует объяснить операцию? Обращаться с жалобой в Центробанк.
Важно: в центральном Центробанке подчеркнули, что пока к ним никто не обращался с жалобой на требование банков обосновать переводы.