В областную Думу внесен проект регионального бюджета на 2018 год. Мы видели разные бюджеты.
В 2014–2015 годах искусственно раздувались ожидания от налогов с «Газпрома» и «Лукойла», миллиарда так на четыре в год. Даже когда нефть упала в цене вдвое, власти рассказывали, что будут считать доходы исходя из $100 за баррель, поскольку, мол, к ним еще не поступила методика из правительства. В результате доходы, понятно, упали, но расходы остались на прежнем уровне, и за короткую пару лет область просто рухнула в долговую яму (с 14 до 26 млрд руб.).
В 2016 году было решено «принять бездефицитный бюджет». Теперь была выбрана другая крайность: заменить коммерческие кредиты на заимствования из Минфина, под условия чего ввести режим тотальной экономии на обычных людях. В итоге растоптали льготы десятков тысяч ветеранов труда, сократили на 7 % фонд оплаты труда в образовании и медицине, закрыли недавно открытое кардиоотделение на Казачьем ерике, но бюджет был сведен с дефицитом почти в 3 млрд руб., а вместо минфиновских кредитов пришлось возвращаться к коммерческим.
В 2017 году, невзирая на отсутствие таких кадров как Маркелов и Полянская, традиция рисовать в бюджете абы что осталась неизменной.
Начнем с самой интересной профессионально части: источники доходов.
Доходы
Мы видим, что правительство ожидает резкого роста собственных доходов региона: с 21,8 млрд в 2016 году до 27,1 млрд в 2018 году.
С чего бы это? Разберемся детально.
(1) Налог на прибыль. Мы видим, как он резко снизился после 2015 года: это результат падения цен на нефть. Сейчас стоимость нефти несколько выросла, и можно допустить некоторый рост налога на прибыль.
(2) Подоходный налог. Правительство ожидает небольшой рост. Можно осторожно с этим согласиться, особенно учитывая рост минимальной зарплаты на 15 %.
(3) Помощь из федерального бюджета. Мы видим, как она резко поднялась и возросла в полтора раза за последние два года. Ожидается сокращение такой помощи, но это процесс переговорный и переговоры идут весь финансовый год.
А вот самое интересное: правительство ожидает резкого взлета — на 3,6 млрд руб. — налога на имущество. Учитывая недавно данную «Лукойлу» льготу по налогу на имущество, такой рост выглядит удивительно.
Причин изумляться будет еще больше, если мы зайдем в табличку расчетов. Хотя Игорь Мартынов сотоварищи по просьбе коллег из правительства пару недель назад подарил «Лукойлу» миллиарды рублей в качестве налоговой льготы, бюджет рассчитан исходя из того, что никакой льготы нет!
Строго говоря, дальше можно уже ничего не читать. В школе обычно на такой фазе говорят: «Садись, два!».
Но здесь не школа. Это политика. Здесь запросто можно раскидываться миллиардами, а потом делать вид, что злые федералы отняли все деньги.
Про злых федералов есть отдельная строка. Все хорошо помнят обычный разговор на тему: «оставьте хотя бы половину налогов в регионе». Если брать всю большую страну, то дело выглядит так: доходы бюджета России 15 трлн руб., доходы регионов 10 трлн, то есть федералы забирают 60% всех налогов, оставляя регионам 40 %.
Но не так у нас, на Нижней Волге. Смотрим внесенные областным Правительством цифры:
Здесь, как видим, соотношение иное. Федералы забирают 40 % налогов, в регионе остается 60 %.
После этого на фоне налоговых льгот нефтяникам крики «Денги давай, денги давай!» выглядят иначе.
Но там, где корпорациям преподносят хлеб, соль и билль о налоговых преференциях, с обычных граждан дерут семь шкур.
Внимания заслуживает заметный рост налогов с населения. Так, если в 2015 году по транспортному налогу было собрано не более 300 млн руб., то в 2016 году уже 580 млн, в 2017 году — 716 млн, а в 2018 году ожидается 765 млн руб. То есть, в то время как налоговые поступления с «Газпрома» сократились вдвое, налог с автолюбителей вырос в 2,5 раза. Аналогично заметный рост отмечается по налогам с малого бизнеса, который ожидается в размере 875 млн руб.
Долги
Героические усилия областного Правительства, направленные на сокращение внутреннего долга, обеспеченные жертвами за счет ветеранов и бюджетников (только фонд оплаты труда был уменьшен на 7 %, а льгот лишилось более 40.000 человек), привели к сокращению долговой нагрузки на 4 % или 1,4 млрд руб.
К 1 января 2019 года предполагается уменьшить размер долга до отметки 25,3 млрд, то есть на 4 млрд руб. Представляется крайне неясным, как это можно сделать и какой ценой.
Общие выводы
— бюджет не сбалансирован, так как учитывает полноценный налог на нефтяников, в то время как тем подарена налоговая льгота;
— растет налогообложение населения;
— выдержать основные параметры бюджета, включая сокращение долга до 25 млрд руб., невозможно.
И о расходах
Здесь коротко, так как если по доходной части нарисовано нечто неясное, то и расходную стоит воспринимать как условность.
2017 год можно не рассматривать, так как планы были подвергнуты сильной корректировке. Но если взять 2016 год, то мы видим сокращение расходов по всем позициям: по образованию и здравоохранению (без полисов ОМС) — на 30 %, по соцполитике на 32 %, по культуре на 25 %, по спорту на 35 %, по ЖКХ на 56 %.
Повторим: речь идет о снижении по сравнению с 2016 годом, который ничем хорошим не запомнился.
И еще: даже существующий объем расходов финансово не обеспечен, поскольку в доходах нарисовано несколько миллиардов рублей налогов с «Лукойла», которые нефтяникам решено отдать.
Что делать?
Здесь есть две тактики.
Первая состоит в том, что настоятельно требовать/просить/добиваться/умолять Москву дать еще денег. В кредит, может, и дадут. Но я не очень понимаю, кто будет давать региону налоги от нефти в условиях, когда уже были переданы налоги на нефтяное имущество, и регион от них фактически отказался.
Вторая тактика предполагает реализацию тех мер, о которых с самого начала кризиса говорит «Справедливая Россия»:
отмена налоговых льгот в отношении крупного капитала (это плюс 10 млрд руб. в ближайшие четыре года);
оформление через Минприроды России нефтяных платформ как искусственных островов, расположенных в Астраханской области;
рост собираемости НДФЛ через легализацию неофициального труда, для начала, среди организаций, используемых на господрядах — строительство, охранный бизнес, поставки продуктов в школы и больницы и т. п. (всего резерв этой меры порядка 12 млрд руб. ежегодно);
полная финансовая отчетность всех гос- и мунициальных через интернет, вплоть до детских садиков;
отказ от системы единственных поставщиков и т. п.
Это, конечно, большой труд. Но это единственная программа вывода богатого региона из финансовой ямы.
Впрочем, в готовность современной власти идти этой дорогой я совершенно не верю. Значит, надо решать вопрос и о власти.
Источник: сайт депутата Госдумы РФ Олега Шеина.