Ей 14, ему 12, вместо коней – белый Хаммер и Приоры, вместо шатра – один из самых дорогих банкетных залов в Астрахани – «Националь». Так выглядит цыганский свадебный обряд в 21 веке. Из неизменного – много золота, патриархальные представления о семье и сотни гостей.
Маша Чашникова надела все лучшее сразу и погуляла на сватовстве астраханских ромалов. Рассказываем, что самое главное на цыганской свадьбе, осталось ли место традициям, как правильно куражиться и сколько золота нужно дарить, чтобы не было стыдно.
«Настоящее золото»
Лимузин Хаммер, который позже на видео щедро подсветят золотыми лучами, бодро катит к кремлю. Внутри с трудом поместились несколько десятков девушек и будущая невеста. Гурьба, подбирая складки разноцветных шифоновых платьев и шурша мехами, выходит около белокаменного и долго фотографируется в Братском саду.
Особенно выделяется девушка в зеленом с селфи-палкой и самым большим количеством украшений. Мне разрешают потрогать цепь толщиной в палец с кулоном, на котором изображена Медуза – символ дома Versace в окружении гигантcких вроде бы страз. Медальон холодит пальцы и занимает почти всю ладонь. На оборотной стороне очень много царапин и потертостей. Другая цепь, поменьше, кажется совсем скромной и незначительной с таким соседством.
«Мне дедушка дал. Да, настоящее золото. Нет, совсем не тяжело», – гордо заявляет девушка и улыбается.
«А она сосватана тоже», – уточняет ее подруга, пока зеленое платье крутится перед камерой, демонстрируя все великолепие.
Сама невеста — Райка — держится очень скромно. Высокая тонкая девушка с огромными глазами похожа на героинь картин прерафаэлистов – та же строгая красота и вселенская томность. Возвышаясь над своим женихом, она лишь улыбается уголками рта, когда 12-летний Парно неловко именно втюхивает большой букет роз и смущенно отходит.
На лице у шестиклассника, как и у девушки, нет романтичного огонька или осознания всей серьезности происходящего. Кажется, что Парно с большей радостью сейчас играл бы в видеоигры или искал с друзьями приключения. Правда, держится он все равно осанисто и деловито, не как подростки, он больше похож на энергичного маленького мужчину в костюме-тройке.
«Счастья-здоровья!»
Краснощекий мальчик долго возится с бутылкой шампанского. На газоне он открывает пробку и выбрасывает емкость. Алкоголь, пенясь, разливается по тротуару. К ребенку подходит взрослый в бирюзово-розовом и берет за руку, уводя к танцующей толпе. Мальчик впервые видит белокаменный. На церемонию многочисленный клан жениха приехал из Ставропольского края.
«Подарим золото, не скажу сколько. Ну, 1-2 килограмма. Я сам женился в 15, у меня была шикарная свадьба. Конечно, перстни настоящие. Да, один целый килограмм наверное весит», — гордо заявляет родственник жениха.
Шикарную свадьбу по традиции устраивают родственники жениха. Но и цыганские бракосочетания не всегда отбиваются подарками многочисленной родни.
Но сегодня лишь репетиция. Главный астраханский барон Григорий Савченко в красно-синем костюме всплескивает руками, уверяя, что это сватовство. Столь ранние браки в России запрещены, но ромалы-приверженцы таких бракосочетаний нашли выход и сватуют своих детей в 12-13-летнем возрасте, а сама свадьба происходит после совершеннолетия. Чтобы будущие супруги привыкли друг к другу, смирились и сочетались браком. Невест иногда крадут, но это редкость, когда родственники не дали добро или не сошлись в выкупе.
Женятся только после окончания школы, твердо заверяет нас старейшина. На вопрос все ли учатся в школе, рассказывает про своих внуков-правнуков, которые закончили как минимум девять классов. Поодаль веселятся несколько десятков обвешанных украшениями девочек и девушек, которые сегодня явно прогуляли уроки.
Цыгане женятся девственниками. На вопрос относится ли это также и к парням, то старательно кивают. Невинность девушки до сих пор проверяется красным пятном на простыне и, если невеста окажется «порченной» – позор и финансовые затраты. Разводы в общинах – редкость. Любовь приходит во время брака, уверены ромалы, главное, чтобы «мы знали семью, она была на хорошем счету, и мы сошлись в выкупе».
«Детство, какое у них спрашивать, вот повзрослеют… Я присматриваю за тем, чтобы не было свадеб помалолетству, 12-13-14 лет», — закручивая мощный ус, растолковывает барон.
«Все очень четко и красиво»
Видеограф с ником из 2000-х — ViP AzEr снимает свадьбы и праздники местным рома уже несколько лет и только в Full-HD. Ролики Марифа (так зовут парня) напичканы спецэффектами словно из презентаций PowerPoint, но клиенты в восторге. На его Youtube-канале скопилось под сотню видео, у каждого – десятки тысяч просмотров. Один только ролик бракосочетания Кати и Лашо набрал больше 200 тысяч просмотров, а общая сумма просмотров на канале — 3 млн. Почти все сделаны по одному лекалу – большой дом с коврами, иконами, плазмой во всю стену, катание на лимузине и многочасовые пляски в банкетном зале.
Цыганские общины живут обособленно. Ромалы видят мир черно-белым и четко делят на чужих и своих, не пуская посторонних. Свадьба – одно из немногочисленных публичных событий. Несколько дней община гостеприимна для остального мира и возникает лазейка, в которую можно протиснуться и прикоснуться к сложному, самобытному этносу. Поэтому свадебные видео подчас и набирают миллионы просмотров на Youtube, как клипы современных рэп-исполнителей, а федеральные телеканалы напрашиваются на съемку.
«Давайте, заходите в дом, – улыбается мать невесты, — (вспышка) Что это такое, почему он фотографирует? Все, уходите, я обиделась», – машет руками и округляет огромные голубые глаза.
Табор спустился с неба
Квадрокоптер Марифа жужжит над рестораном. В зале – высшее общество местных кланов, по крайне мере нас так заверяют. Столы заставлены едой – икрой в тарталетках, закусками, рыбой, нарезками, фруктами, банками с пивом и бутылками с коньяком. Размахивая пальцами в перстнях, мужчины в высоких шапках обсуждают дела. Женщины сидят слева от стола молодых.
Сами молодые полулежат под цветастой шалью посередине зала. Родственники по очереди дотрагиваются до их согнутых спин буханкой хлеба, а потом, стоя, передают наполненный бокал по цыганской традиции. Сильно позже, когда все родственники выполнят долг и устроятся пировать, седой ведущий, специализирующийся на цыганских свадьбах, зычным голосом начнет объявлять тосты.
Все подарки завтра. На следующий день во дворе дома невесты будут долго раскручивать трехметровые ковры и демонстрировать обрезы бархата из матерчатых челночных сумок. А пока, звеня украшениями, цыганки беззаботно отплясывают под лихие народные мелодии – гармошка и бубен. Невеста с женихом кружатся под лезгинку в дожде из лепестков роз. Никаких «Очи черные», песен культового ансамбля «Ромэн» или Gogol Bordello мы так и не услышали. А на вопрос – когда же будет джипси-панк, насурмленные брови недоуменно ползли вверх.
Еще один вечный миф — кочевье у современных цыган трансформировался в предпринимательские искания. В зале присутствуют старейшины, когда-то кочевавшие по России. Но мало кто держит коней, и никто почти не скучает по «неудобным кибиткам». Молодые ромалы предпочитают отправляться в столицы без брички, в погоне за заработком сомнительной законности.
«Я учусь в школе. Потом собираюсь заняться чем-то успешным, как все родственники. Ну, шубами, наверное, торговать», — быстро выпаливает парень.
Девятиклассник продолжает рассуждать о традиционных вариантах цыганского бизнеса. За его спиной выделяются нарезающие многоярусный торт жених и смиренная невеста. Они неловко пробуют с вилки друг у друга сладкое и смущенно отворачиваются. В конце церемонии один из гостей вместе с ведущим поют тягучую песню неизвестного происхождения:
«Оставив дом, забыв отца, ушел далеко
Ушел в края, где счастья нет, где одиноко.
За каплю счастья променял свою свободу,
Заблудшим сыном стал влачить ты годы.
Вернись домой, вернись домой, уж близко к ночи,
Вернись домой, вернись домой, вернись в дом Отчий.
Вернись домой, тебя там ждут и не забыли,
Вернись, вернись домой, сын мой»