На днях 72-летней жительнице Трусовского района Астрахани Галине Сидоренко, пришел внушительный счет за электричество, от наличия цифр в котором, честно признаться, даже у нас округлились глаза. ПАО «Россети Юг» выставило счет за бездоговорное потребление электрической энергии на 868974,48 рублей.
Как следует из информации в документах, расчет произведен за период с 18.11.2019 по 17.11.2020 согласно Постановлению правительства РФ. Проще говоря, пенсионерка жгла свет все 365 дней в году 24 часа в сутки.
Но беда, как говорится, не приходит одна. Вместе с увесистой квитанцией пришли и электромонтеры, полностью отключившие свет. Галина Георгиевна и ее внук до сих пор не могут понять, что же на самом деле произошло, ведь пожилая женщина всегда исправно оплачивала потребленную электроэнергию.
Как рассказывает сама Галина Георгиевна, в сентября она как обычно пошла в банк оплачивать услуги ЖКХ, но специалист сообщила, что счет, на который она перечисляет деньги за потребление электроэнергии, заблокирован. Она подумала, что это временный сбой системы и решила прийти через 30 дней — оплатить сразу за два месяца. Но в октябре сотрудник банка снова не смог провести платеж. Причина та же самая. Тут Галина Сидоренко почувствовала неладное и начала обивать пороги поставщиков электроэнергии.
В энергосбытовой компании ей пояснили, что счет заблокировали из-за того, что у нее есть какая-то задолженность в сумме 3000 рублей за июль 2019 года, за подключение. Оплачивать его она не стала, так как свет ей в прошлом году никто не отключал. И, соответственно, не подключал. А уже через несколько дней ей привезли квитанцию с многотысячным долгом и решительно отключили электроэнергию, отправив пенсионерку в «каменный век».
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы решили обратиться за комментарием в ПАО «Россети ЮГ». Там подтвердили, что подачу электроэнергии пенсионерке действительно прекратили в ноябре текущего года. Кроме того, сообщили, что Галина Сидоренко в июле 2019 года незаконно подключилась к сети.
«Решение об отключении потребителя за долги по оплате за электроэнергию принимает исключительно Астраханская энергосбытовая компания (АЭСК). Сетевая компания выступает исполнителем по заявке АЭСК. Такие заявки обязательны к исполнению, иначе штрафные санкции будут наложены на сетевую компанию. Сотрудники сетевой компании исполняют требования действующего законодательства и не изучают состав проживающих, их социальный статус, возраст и т.д. Они приходят по адресу и выполняют должностные обязательства.
В июле 2019 года от ПАО «АЭСК» поступила заявка на ограничение электроснабжения домовладения по указанному адресу. Заявка исполнена. В ноябре 2020 года в ходе проверки был установлен факт самовольного подключения к электросетям. Об этом в присутствии свидетелей составлен акт о бездоговорном потреблении согласно 442 Постановления правительства РФ, ликвидировано самовольное подключение и рассчитан ущерб по формуле, предусмотренной действующим законодательством. Расчет производится с учетом сечения провода и периода с момента официального отключения. В данном случае с июля 2019 года.
Возобновление электроснабжения потребителя возможно только после поступления такой заявки от ПАО «АЭСК». На текущий момент она не поступала. Соответственно, у сетевой компании отсутствует законное основание на подключение к сетям данного абонента.
Напоминаем, что самовольное подключение, помимо того, что незаконно, еще и ставит под угрозу надежность электроснабжения других потребителей, несет угрозу коротких замыканий, скачков напряжения, возгораний», — ответили нам в филиале ПАО «Россети Юг», «Астраханьэнерго».
На этом историю можно было бы закончить и посочувствовать бабушке-нарушительнице, потому что долг ей придется вернуть. Но Галина Георгиевна и ее близкие в один голос утверждают, что никогда они не открывали электрический щит и ни о каких задолженностях им ранее не сообщали.
«Мы не настолько сумасшедшие, чтобы взять и незаконно подключиться. Во-первых, это опасно для жизни, во-вторых, не хочется проблем с судом. И если бы летом бабушке отключили свет, то мы, конечно, оплатили бы эти несчастные 3000, а не занимались такими махинациями. Нам кажется, что электромонтер должен был по каким-то причинам отключить у нас свет в июле, но забыл и этого не сделал. Человеческий фактор, а теперь такая ситуация», — говорит Роман Макаров, внук Галины Сидоренко.
Также Роман подтверждает, что весь 2019-2020 год они исправно оплачивали квитанции. Все бумажки у них на руках. И даже если предположить, что была совершена незаконная врезка, то зачем тогда ходили перечислять средства? Да и как можно оплачивать электроэнергию, если ее якобы официально отключили?
Родные «должника» переживают, что жизнь в темноте без электричества и огромный долг отразится на здоровье бабушки. Она уже перенесла один инсульт. И пока непонятно будет ли свет в конце данного тоннеля. Семья надеется, что правоохранительные органы обратят внимание на сложившуюся ситуацию и им не придется платить столь большую сумму за чужую ошибку.