Астраханские маршрутчики сражаются с автовокзалом

Хроники войны

ОсновноеТранспорт

Иллюстрация: «Арбуз»

В Астраханской области идет невидимая для обывателей война между межмуниципальными перевозчиками региона и автовокзалом. Сражаться с несправедливыми поборами в одиночку индивидуальные предприниматели устали, поэтому собрались на небольшой митинг у предприятия. Куда и позвали корреспондента «Арбуза». Наш журналист Мария Чашникова разбиралась в жарких баталиях не на жизнь, а на кошелек.

Фото: «Арбуз»

Договор. Явная угроза

В декабре 2016 года Астраханский автовокзал разработал новый типовой договор для работы с перевозчиками. Он необходим, чтобы предпринимателей пустили зарабатывать на инфраструктуре предприятия. Знакомство с бумагами, вспоминают перевозчики, их ошеломило. И так несправедливые, на их взгляд, условия, стали объективно грабительскими. Такса на диспетчерское сопровождение возросла с 15% с билета едва ли до 70% с минимальным порогом оброка в 12,66 рублей. Например, стоимость билета на маршруте «Астрахань-Красные баррикады» — 25 рублей. Из них 19,84 пойдут в карман автовокзала. Идем дальше: проезд по маршруту «Астрахань-Зюзино» (557 маршрут Икрянинский район) стоит 60 рублей. Отдать вокзалу придется больше половины – 34 рубля.

Диспетчерское сопровождение включает в себя предварительную продажу билетов в кассе, стоянку на территории автовокзала, объявления по громкоговорителю и многое другое. В общем, полный пакет для каждого, и ни услугой меньше (чем-то напоминает сотовых операторов). Хотя часть маршрутов даже не заезжает на вокзал (например, №101 — «Астрахань-Ассадулаево»).

«Я только на Октябрьской бываю, чтобы мне печать поставили, а хотят 185 рублей в день, 5 тысяч в месяц!», — негодует предприниматель.

Также в договоре отдельно прописана обширная схема штрафов и неустоек. Перевозчики с этим категорически не согласны: по их мнению, предприятие берет на себя роль контролирующей организации, и этим в очередной раз нарушает закон.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Атака автовокзала

Расценки на сопровождение поднимались практически каждый год. Возьмем историю со 107-м маршрутом «Астрахань Автовокзал-Икряное». В 2013 году была расценка 250 рублей в день, в 2014 – 260 рублей, в 2015 уже 283 рубля. В 2016 ПАТП №3 пытались поднять таксу выше трехсот рублей, но перевозчики отстояли прежнюю сумму. И вот спустя два года ценник стал практически неподъемным.

30% перевозчиков все же подписали новый договор с автовокзалом. Это те, кто поддался на угрозы/уговоры руководства, сетуют предприниматели. Остальные временно платят прежние 15% с билета, но находятся на «птичьих правах». Иначе никак: выдворят за «забор», работать на вольных хлебах. Отметим, что водители имеют право самостоятельно продавать билеты. Но для многих это равносильно потере бизнеса, ведь львиная доля заработка приходится на продажу билетов на рейс в кассе, к тому же астраханцы привыкли организованно садиться на автовокзале. За «забором» работает только один предприниматель на 108 маршруте — с прошлого года.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Месть перевозчиков

Те, кто борется, с декабря перебрасываются с руководством автовокзала переговорными бумагами и протоколами о несогласии. Однако, начальство предприятия стоит насмерть: оно не пошло навстречу ни по одному пункту. Поэтому перевозчики подают в суд на руководство автовокзала: сейчас в Арбитражном суде рассматривается свыше 20 дел от предпринимателей. О том, как разговаривают со смельчаками, можно узнать из доклада перевозчиков в Министерство промышленности региона:

«…На эту часть перевозчиков в настоящее время оказывается колоссальное давление, главным инструментом  которого является угроза заморозить перечисление денег этим перевозчикам до окончательного рассмотрения исков в суде или пока не будет произведен расчет с другими должниками, которых у ГП АО «ПАТП №3» бесконечное множество».

Предприниматели обращались во многие инстанции. Еще в 2009 году перевозчики ходили к губернатору, после реорганизации прежнего предприятия, которое было здесь ранее. Вспоминают, что подозревали подвох, зная о накопленных долгах предприятия, и предвидели проблемы.

По словам владельцев маршрутных такси, Александр Жилкин успокоил собравшихся, пообещав «вернуть все восвояси», если начнутся проблемы. Слегка утешившись, они вернулись к работе и вновь обратились за помощью только в 2015 году, начав обивать пороги различных инстанций. В министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов перевозчикам сообщили, что типовые договора не в их юрисдикции. Тоже самое в ведомстве ответили и «Арбузу»:

«Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, согласно своим полномочиям, не вправе проверять законность и обоснованность договоров, заключаемых между участниками рынка транспортных услуг. Вместе с тем министерство не остается в стороне от возникших между ГП АО «ПАТП №3» и перевозчиками (индивидуальными предпринимателями) разногласий и неоднократно инициировало рабочие совещания с представителями обеих сторон. Также специалистами министерства разъяснялась перевозчикам Статья 12 ГК РФ, в которой определены способы защиты гражданских прав, предусмотренные действующим законодательством.

Руководству ГП АО «ПАТП № 3» и перевозчикам рекомендовано при заключении договоров руководствоваться действующим законодательством, в том числе ГК РФ.»

Новая надежда

Услышали предпринимателей в региональном Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС).  Ведомство в прошлом году судилось с руководством автовокзала из-за 15% «налога» на билеты. И выиграло три суда в Астрахани, Саратове и Казани. Проигравшая сторона подавала апелляции в высшие инстанции, но так ничего и не добилась. В итоге судебной Одиссеи, на автовокзал наложили штраф в размере 650 тысяч рублей, но его руководству удалось вдвое снизить эту сумму через суд. Недавно, 13 марта руководство автовокзала получило новый штраф в 650 тысяч рублей. Кроме того, в адрес предприятия предписания летели и летят чуть ли не пачками. Только в этом году в УФАС подано 13 обращений от перевозчиков и одна коллективная жалоба о навязывании услуг, сообщают в пресс-службе Астраханского УФАС. Из них рассмотрено 11: заведено одно дело о нарушении антимонопольного закона, еще по двум сейчас решается вопрос.

Кстати нашему корреспонденту рассказали несколько интересных фактов нарушения автовокзала. Например, межгородским перевозчикам руководство навязывает услуги по хранению и обработке багажа (упаковка, камеры хранения, носильщики), по посадке и высадке пассажиров и погрузке и выгрузке багажа. Хотя в одном случае – это технологический процесс, а во втором личное дело пассажира.

По новому договору ведомство отказало Автовокзалу в согласовании нового тарифа. Сейчас УФАС направил в их адрес письменный запрос о предоставлении расчетов стоимости услуг. Если вопрос не будет решен, то это может грозить автовокзалу новым делом. Кроме того, в текущий год перешли несколько дел и из прошлого года, поэтому предприятие в дальнейшем может получить далеко не один штраф, — объяснил «Арбузу» руководитель Астраханского УФАС Николай Меркулов.

На стороне перевозчиков и федеральный закон №220. Согласно ему, владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещено навязывать платные услуги перевозчикам, если они в них не заинтересованы. Но при этом на требование перевозчиков привести договоры в порядок, чтобы они имели право выбирать услуги с фиксированной ценой в зависимости от необходимости, руководство автомобильного вокзала, по словам предпринимателей, ответило «не поступало указаний от Минтранса».

Автовокзал наносит ответный удар

И это не весь список проблем. Астраханским межмуниципальным перевозчикам приходится буквально выпрашивать свои деньги, вырученные автовокзалом за предпродажу билетов на рейсы. Предприятие забирает себе 15% или 20% в зависимости от типа договора. Отметим, это уже отдельная строка «оброка» — в дополнение к упомянутому выше сбору за диспетчерское сопровождение.

Большинство перевозчиков уже и забыли тот день, когда получали деньги вовремя, — жалуются предприниматели. Задержки происходят потому, что у автовокзала арестованы счета, объясняет предпринимателям руководство ПАТП № 3. В начале года на предприятии пытались справиться с проблемой и с 1 февраля платить деньги день в день. Для этого заключили договор со сторонней организацией, ООО «Терминал». Только денег все нет.

«Из шести машин я могу содержать только четыре», — рассказывает предприниматель. Раньше он выпускал на линию шесть автомобилей, четыре основных и два про запас: «Ну, случится что, сломается, или просто на подхвате, чтобы комфортно было, пока другой обедает, тот поехал». Но комфорт ушел в прошлое, да и ремонт рабочих лошадок стал непозволительной роскошью. Люди успевают залатать брешь в бюджете семьи, выплатить кредит и заплатить водителям. И так круг за кругом. Хотя в министерстве промышленности «Арбузу» сообщили, что позитивные тенденции все же есть:

«…министерство держит на контроле вопрос по погашению задолженности перед перевозчиками за осуществленную перевозку пассажиров и багажа. По информации, предоставляемой ГП АО «ПАТП № 3» в министерство, задолженность погашается».

Схема с деньгами за билеты. Выручка от продажи билетов на рейсы через кассу — это большая часть заработка, около 70%. Остальные 30% газелисты зарабатывают, подбирая по ходу маршрута. Действует два вида договора за препродажу: перечисление суммы на карту или выручка наличными в кассе. По первой форме предприятие оставляет себе 15% от всей выручки, по второй – 20%. При этом при наличном расчете через каждые сто тысяч оформляется новый договор. Раньше автовокзал требовал заплатить 5 тысяч рублей в кассу предприятия «за оформление документов». Отметим, после одного из обращений перевозчиков в министерство, на некоторое время эту таксу брать перестали, однако как из того же обращения перевозчиков:

«Но с февраля 2017 г. все вернулось «на круги своя», и под эту операцию даже пытаются подвести некую экономическую базу»

Отметим, все наши попытки связаться с руководством автовокзала закончились неудачей

Пробуждение силы?

Перевозчики еще надеются решить все проблемы полюбовно и хотят сесть за стол переговоров. Их последнее предложение — создать контактную группу из чиновников, представителей регионального УФАСа, представителей автовокзала и предпринимателей. Но, судя по настрою руководства автовокзала, дело миром не закончится, по крайней мере, не так быстро, как хотелось бы предпринимателям.

23 марта 2017, 07:40

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ


Лента новостей