Компания Simetra, которая занимается моделированием транспортных потоков и транспортным планированием, выпустила новый рейтинг качества общественного транспорта городов России. Это исследование еще в прошлый раз зацепило нас своим подходом. В отличии от многих других рейтингов, которые непонятно на что опираются, в этом виден строгий научный подход. Все критерии оценки и используемая методика подробно документированы.
В рейтинге, который Simetra издала в прошлом году, Астрахань заняла 60 место из 60. Основными причинами такой ситуации авторы исследования назвали то, что город обслуживают исключительно коммерческие перевозчики на автобусах малой и средней вместимости, средний возраст парка превысил нормативные значение на 70%, а отсутствие контроля со стороны администрации привело к отсутствию единого тарифа на оплату проезда. Также внимание экспертов привлекло отсутствие в Астрахани информационных сервисов и транспортного меню (проездных и тому подобного).
Что изменилось за год? Авторы исследования увеличили число участвующих в рейтинге городов, добавив туда еще 16. И Астрахань благополучно отправилась со своего 60-го места на место под номером 76. То есть опять на последнее. Причем баллы у нашего города даже снизились, то есть если было бы куда падать — упали бы дальше.
«Неудовлетворительное состояние общественного транспорта Астрахани вызывает обоснованные опасения у транспортного сообщества: город продолжает сдавать позиции, даже оставаясь на последнем месте рейтинга. Ближайшая по рейтингу прошлого года – Махачкала сумела значительно улучшить свои позиции, прибавив около пяти баллов. Теперь ближайшим конкурентом является Пенза, но и до нее нужно добрать еще почти 10 баллов», — сказано в исследовании.
В исследовании этого года добавили ряд новых параметров. Это расстояние между остановочными пунктами, процент сети работающий в режиме критической и высокой нагрузки (более 60 машин в час), среднее время ожидания на остановке, доля доступных маломобильным гражданам транспортных средств, маршрутный коэффициент, участие в программах обновления подвижного состава, доля маршрутов работающих по регулируемому тарифу. Всего теперь для оценки использовалось 44 фактора плюс 1 штрафной. Информацию запрашивали в том числе у городских властей.
Как и в прошлом рейтинге, показатели были объединены в пять тематических групп. Это физическая доступность (как быстро пассажиры могут добраться до остановок), ценовая доступность (соотношение стоимости проезда и среднедушевых доходов населения), эффективность транспортной сети (в частности скорость перемещения), комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивое развитие.
За год астраханский общественный транспорт сохранил физическую доступность, немного улучшил ценовую доступность (видимо по сравнению с другими городами), но при этом комфорта и удобства не прибавилось (подвижной состав практически не обновлялся), а 21,6% маршрутной сети работает в режиме высокой загрузки из-за возросших интервалов движения.
«По части вновь установленных показателей блока безопасности и устойчивого развития Астраханьтоже не может продемонстрировать ни высокую долю маршрутов на регулируемом тарифе (здесь их всего 5%), ни участие в программах по обновлению подвижного состава. Троллейбус, остановленный еще в 2017 году, до сих пор не может дождаться окончательного приговора. Инфраструктура и техника законсервированы», — пишут про наш город авторы рейтинга.
В конце можно привести лишь цитату заместителя председателя ВЭБ.РФ Николая Цехомского из вступительного слова, опубликованного на первой странице рейтинга: «На каждый рубль, грамотно вложенный в его развитие, может приходиться до 3-4 рублей эффекта для экономики и социальной сферы». Что тут еще добавить.
Сам рейтинг общественного транспорта от компании Simetra можно подробно изучить на их сайте по ссылке. Там все очень доступно и наглядно показано, поэтому если интересуетесь — самое то.