Астрахань год без троллейбусов: вспоминаем их историю

Ностальгия

ОсновноеТранспорт

Фото: Yury MTA-LRTA / transphoto.ru

Год назад в Астрахани окончательно прекратилось движение последнего городского электротранспорта — троллейбуса. «Рогатые» проездили по нашим улицам ровно 50 лет — с 5 ноября 1967-го до 30 октября 2017-го, лишь на 10 лет пережив астраханский трамвай. С каждым годом, несмотря на попытки спасти предприятие, троллейбусов на линии оставалось все меньше и меньше: старые постепенно ломались, а последние новые город закупил в 2009 году.

Материал по теме: Куда катится астраханский троллейбус? Расследование с цифрами и фактами

Самый первый маршрут троллейбуса следовал от Центрального Стадиона до Татар-Базара. В таком виде он просуществовал год, после чего линия была продлена до Жилгородка. К 1971 году был полностью достроен маршрут дожившей до конца жизни троллейбуса «единички» — от Стадиона до тепловозоремонтного завода. В те годы только по нему одному курсировало 20 троллейбусов — это почти в два раза больше, чем общий выход на линию троллейбусов двух маршрутов в последние годы.

В 1979 году развитие троллейбуса продолжилось — от Стадиона линию продлили до холодильников рыбокомбината по улице Латышева (в 2007 году эту линию демонтируют из-за строительства моста и конечной снова станет Стадион). В 1980 в дополнение к «единичке» появился и маршрут №2, который изначально следовал от Цирка до завода холодильного оборудования. Спустя два года линию продлили по улице Звездной до улицы Кубанской.

Троллейбус на ул. Звёздной, конечная остановка «Улица Кубанская», фото из коллекции Вадима Манькова, примерно 1982 год

В 1984 году возле железнодорожного вокзала провели реконструкцию дороги и троллейбус №2 стал разворачиваться там. А в 1986 году в Астрахани открыли своеобразный «аэроэкспресс» — построили скоростную линию до аэропорта и пустили туда от вокзала троллейбус №3. В 1987 году троллейбус добрался и до микрорайона Юго-Восток-3 — туда стал ходить маршрут №4.

Последнюю линию астраханского троллейбуса запустили 29 декабря 1988 года. Тогда по Новому мосту (который в те годы был действительно новым) продлили маршрут №3. К сожалению, особого смысла в этом не было: контактный провод успели проложить лишь по самому мосту, а потом в стране стало не до развития электротранспорта. С тех пор маршруты только сокращали.

Тройка разворачивается на Новом мосту. Фото: AirForce / transphoto.ru

Основной причиной, по которой троллейбус в итоге оказался не нужен, стала его маршрутная сеть. В советские годы его линии строились как дополнение к трамвайным. Это хорошо заметно на схемах. Троллейбусные провода прокладывали там, где трамваев не было и старались провезти по ним как можно больше людей. Отсюда, например, петляющий маршрут «двойки», на которой доехать от Кубанского моста до центра города было не сильно быстрее, чем дойти пешком. С появлением идущих напрямую маршруток троллейбусы сильно растеряли свой пассажиропоток, а постепенное старение подвижного состава и увеличение интервалов популярности им не прибавляли. Без серьезных вложений в развитие оставалось только ждать, когда все развалится само собой — что и произошло в конечном итоге.

Фото: Комсомолец / transphoto.ru

В настоящее время на территории троллейбусного парка находятся только старые троллейбусы. ЛиАЗы из последней поступившей в город партии уже благополучно проданы в другой регион. Также продается на цветной металл и контактная сеть: ее за год успели демонтировать на Новом мосту, улице Кубанской и в микрорайоне Юго-Восток-3. И уже постепенно начинает казаться, что троллейбусов у нас не было совсем.

2007 год. «Двойка» едет вдоль кремля. Фото: Владислав Прудников / transphoto.ru

Кирилл Костроменко

31 октября 2018, 19:07



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ

Лента новостей