Год назад в Астрахани окончательно прекратилось движение последнего городского электротранспорта — троллейбуса. «Рогатые» проездили по нашим улицам ровно 50 лет — с 5 ноября 1967-го до 30 октября 2017-го, лишь на 10 лет пережив астраханский трамвай. С каждым годом, несмотря на попытки спасти предприятие, троллейбусов на линии оставалось все меньше и меньше: старые постепенно ломались, а последние новые город закупил в 2009 году.
Материал по теме: Куда катится астраханский троллейбус? Расследование с цифрами и фактами
Самый первый маршрут троллейбуса следовал от Центрального Стадиона до Татар-Базара. В таком виде он просуществовал год, после чего линия была продлена до Жилгородка. К 1971 году был полностью достроен маршрут дожившей до конца жизни троллейбуса «единички» — от Стадиона до тепловозоремонтного завода. В те годы только по нему одному курсировало 20 троллейбусов — это почти в два раза больше, чем общий выход на линию троллейбусов двух маршрутов в последние годы.
В 1979 году развитие троллейбуса продолжилось — от Стадиона линию продлили до холодильников рыбокомбината по улице Латышева (в 2007 году эту линию демонтируют из-за строительства моста и конечной снова станет Стадион). В 1980 в дополнение к «единичке» появился и маршрут №2, который изначально следовал от Цирка до завода холодильного оборудования. Спустя два года линию продлили по улице Звездной до улицы Кубанской.
В 1984 году возле железнодорожного вокзала провели реконструкцию дороги и троллейбус №2 стал разворачиваться там. А в 1986 году в Астрахани открыли своеобразный «аэроэкспресс» — построили скоростную линию до аэропорта и пустили туда от вокзала троллейбус №3. В 1987 году троллейбус добрался и до микрорайона Юго-Восток-3 — туда стал ходить маршрут №4.
Последнюю линию астраханского троллейбуса запустили 29 декабря 1988 года. Тогда по Новому мосту (который в те годы был действительно новым) продлили маршрут №3. К сожалению, особого смысла в этом не было: контактный провод успели проложить лишь по самому мосту, а потом в стране стало не до развития электротранспорта. С тех пор маршруты только сокращали.
Основной причиной, по которой троллейбус в итоге оказался не нужен, стала его маршрутная сеть. В советские годы его линии строились как дополнение к трамвайным. Это хорошо заметно на схемах. Троллейбусные провода прокладывали там, где трамваев не было и старались провезти по ним как можно больше людей. Отсюда, например, петляющий маршрут «двойки», на которой доехать от Кубанского моста до центра города было не сильно быстрее, чем дойти пешком. С появлением идущих напрямую маршруток троллейбусы сильно растеряли свой пассажиропоток, а постепенное старение подвижного состава и увеличение интервалов популярности им не прибавляли. Без серьезных вложений в развитие оставалось только ждать, когда все развалится само собой — что и произошло в конечном итоге.
В настоящее время на территории троллейбусного парка находятся только старые троллейбусы. ЛиАЗы из последней поступившей в город партии уже благополучно проданы в другой регион. Также продается на цветной металл и контактная сеть: ее за год успели демонтировать на Новом мосту, улице Кубанской и в микрорайоне Юго-Восток-3. И уже постепенно начинает казаться, что троллейбусов у нас не было совсем.