Продолжаем удивляться до сих пор сохранившимся в отдельных местах Каспийской столицы трамвайным рельсам. Их не демонтируют, хотя с момента закрытия последнего маршрута трамвая в городе прошло уже почти 13,5 лет.
Сегодня мы вновь вспомним маршрут № 3 и перенесемся на улицу Космонавта Комарова. Именно там сохранился еще один отрезок линии — однопутная колея вела к конечной остановке Судоверфь им. Кирова. Трамвай здесь ходил до 24 июля 2007 года — самого последнего дня работы трамвайной системы (в лице на тот момент единственного уже маршрута № 3) Астрахани.
Еще один участок, даже двухпутный, этого же маршрута также сохранился неподалеку. Речь идет про мост через ерик Казачий в створе улицы Латвийской, с которой «тройка» поворачивала как раз на ул. Космонавта Комарова.
В очередной раз кратко напомним хронологию «трамвайного погрома» в Астрахани. Первые закрытия случились летом 2005 года, когда было прекращено движение трамваев по линии через центр города — улицам Адмиралтейской (Желябова), Фиолетова и Свердлова. Тогда это объясняли блуждающими токами от трамвая, которые негативно сказываются на состоянии Астраханского кремля, а также плохим состоянием рельсов, денег на ремонт которых у города не было. Были сокращены маршруты трамвая № 1 и 2, а круговой маршрут «А» ликвидирован.
В начале 2007 года закрывается движение трамваев к конечной остановке Холодильники, а вместе с ним ликвидирована вся линия по улицам Татищева и Латышева, поскольку других разворотных колец на этом длинном участке не было. Маршрут № 3 перенаправляется на кольцо Мясокомбинат. Маршрут № 2 окончательно ликвидирован.
Май 2007 года стал последним месяцем работы маршрута № 4 — самой длинной трамвайной линии города, идущей от Мясокомбината в поселок Советский. Ремонт Ивановского моста поставил точку в ее истории — самая значительная часть линии, по которой ходили трамваи востребованного до самого последнего дня работы маршрута трамвая линия была отрезана. Закрываются маршруты № 1 и 4.
24 июля 2007 года ликвидирован последний работавший в городе маршрут — № 3. На этом более чем вековая история астраханского трамвая была окончательно и бесславно закончена. Взамен городские власти обещали активное развитие троллейбусной системы. В итоге троллейбус с большим трудом проработал еще 10 лет и был ликвидирован в октябре 2017 года.
Более подробно вспомнить про все маршруты астраханского трамвая вы сможете вместе с нашими материалами из рубрики «По следам астраханского трамвая».