Астрахань может остаться без автобусов большой вместимости

Хаос в сфере пассажирских перевозок дает о себе знать

0ОсновноеТранспорт

Фото: Станислав Богомолов / fotobus.msk.ru

Астраханские автобусы большой вместимости под угрозой исчезновения, поскольку на их содержание в областном бюджете нет средств. К такому печальному выводу приводит ситуация, происходящая сегодня на единственном городском предприятии, чьи автобусы исправно выходят на линии и возят пассажиров – ОАО «АстраханьПассажирТранс». Все дело в прекращении субсидирования перевозчика из бюджета Астраханской области – чиновники заявили, что в «новых экономических условиях» на это нет средств, предложив предприятию выживать самостоятельно.

«Рецепты» такого выживания тоже предложены. Например, ОАО «АстраханьПассажирТранс» рекомендовано увеличить перевозку пассажиров в 2,5 раза. И это при том, что главного и порой работающего вне всяких законов конкурента – маршрутки, никто не собирается обуздать.

Астрахань – один из немногих городов России (если не единственный), где стоимость проезда в автобусе и маршрутке одинаковая. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что реальная стоимость проезда, рассчитанная Службой по тарифам Астраханской области в автобусах ОАО «АстраханьПассажирТранс» составляет около 32 рублей.

В дополнение к искусственно заниженному правительством региона тарифу (стоимость проезда установлена в размере 17 рублей) стоит упомянуть растущие цены на топливо и задолженность областного бюджета за перевозки, выполненные предприятием в период 2014-2015 годов – за них еще не до конца рассчитались. При этом в правительстве Астраханской области винят во всех проблемах исключительно само предприятие: там считают, что ОАО «АстраханьПассажирТранс» не предпринимает никаких шагов, чтобы преодолеть кризис.

Несколько слов о подвижном составе. Сегодня в парке «АстраханьПассажирТранса» насчитывается порядка 120 автобусов, но на линию ежедневно выходит лишь около 50 из них. Остальные машины, простаивают без водителей (а говорят, что в Астрахани безработица). Да и выходящие машины уже не на что обслуживать. На каждом из маршрутов предприятия перевозку жителей по ряду дублирующих маршрутов осуществляют законно и незаконно оформленные частные ГАЗели, забирая львиную долю пассажиров.

Астраханские чиновники, как областные, так и муниципальные, каждый год наперебой твердят о том, что необходимо как-то менять сложившуюся в городе ситуацию с засильем маршруток. Ради этого собираются совещания и круглые столы, но воз много лет и ныне там: в настоящее время в Астрахани фактически отсутствует нормальная система общественного транспорта. Предприниматели, владеющие маршрутками и их маршрутами, работают так, как им вздумается, никому не известно, где и как проходят технический осмотр их машины, проходят ли медицинский предрейсовый осмотр работающие на предпринимателя водители. Но самый главный вопрос – сколько средств в виде налогов от частных перевозчиков поступает в бюджет Астраханской области? В тот самый бюджет, за оптимизацию которого так радеют местные обитатели «красного здания».

Сами астраханцы уже, похоже, свыклись с мыслью о том, что нормального транспорта в городе нет. Этим, кстати, вызвано и бурное развитие служб такси в нашем городе. Ведь после 20 часов вечера, когда в других городах пассажиров возит муниципальный городской общественный транспорт, в Астрахани, за исключением некоторых районов, жизнь замирает. Добраться до большинства районов города просто невозможно.

Сегодня в ОАО «АстраханьПассажирТранс» стараются не говорить о перспективах своего предприятия, поскольку сейчас они весьма туманны. Впрочем, пути выхода из сложившейся ситуации есть и они вполне очевидны: возмещение предприятию затрат от провоза пассажиров по установленному правительством региона тарифу, установление разницы в стоимости перевозок маршрутками и автобусами, а также наведение должного порядка в сфере пассажирских перевозок маршрутками. В цивилизованных городах маршрутка является лишь вспомогательным транспортом, не дублируя основные маршруты автобусов/троллейбусов, а лишь подвозя пассажиров к основным остановочным пунктам, но в Астрахани именно она уже много лет правит бал, являясь своеобразным символом безнаказанности и беззакония.

Городской общественный транспорт практически во всех городах является дотационным, так как выгода от его работы проявляется в другом: в мобильности населения, в транспортной доступности тех или иных районов, объектов, комфортности проживания в том или ином городе, благодаря чему туда приезжают жить и работать люди, вкладывают средства инвесторы. То есть, выгода от качественного, слаженно работающего городского транспорта — это один из элементов привлекательности региона.

Но для того, чтобы в Астрахани общественный транспорт стал одним из локомотивов такой привлекательности, его, безусловно, необходимо развивать, а не поддерживать в полуживом состоянии — промежуточный вариант не может длиться бесконечно.

16 июня 2016, 12:23




Лента новостей