Сегодня в Астрахани состоялось совещание по вопросам развития водохозяйственного комплекса в бассейне реки Волги. В наш город прибыл председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, члены федерального правительства и главы ряда регионов.
В своем вступительном слове премьер-министр отметил, что работа по разработке комплексной стратегии оздоровления Волги стартовала еще в 2017 году — первое посвященное этому вопросу совещания прошло тогда в Волгограде. Далее глава правительства рассказал о задачах, стоящих сегодня перед собравшимися.
«Наша цель – сделать так, чтобы изменения к лучшему каждый человек, который живёт здесь, на Волге, мог увидеть своими глазами. Мы с вами знаем, что непосредственно в бассейне Волги у нас проживает огромное количество людей, просто беспрецедентно большое. По сути, треть страны. Даже не задумываешься подчас об этом. Кажется: ну да, конечно, это важнейшая артерия. Но это треть страны. Нам нужны здесь чистые берега, новые причалы, новые туристские возможности, теплоходы в том числе. И конечно, окружающая среда, природа, та же рыба, которой должно стать больше», — сказал премьер.
По словам Медведева, именно на это направлен федеральный проект «Оздоровление Волги», реализуемый с 2018 года в рамках национального проекта «Экология». Ключевой задачей проекта он обозначил минимизацию того вреда, который человек за десятилетия причинил самой большой реке в европейской части России. На эти цели до 2024 года запланировано выделение 205 млрд рублей. Значительная часть этой суммы будет выделена из федерального бюджета.
Затем глава кабмина России призвал подумать не только о деньгах, но о об ответственности и активности. «Но хочу сказать не только о деньгах, хотя они очень важны. Хочу сказать о главном – нашей ответственности за ситуацию вокруг Волги, ответственности на всех уровнях. В проекте оздоровления Волги при существенной финансовой поддержке федерального центра участвуют 16 регионов нашей страны. Естественно, это все приволжские регионы. Успех во многом зависит от вас, уважаемые коллеги, от вашей активности», — обратился премьер к присутствующим.
Дмитрий Медведев напомнил, что одним из критериев эффективной работы руководителей на местах является эффективная реализация национальных проектов, после чего рассказал о дальнейшей работе по решению задачи оздоровления Волги.
В частности, одним из главных направлений работы будет сокращение объема загрязненных сточных вод в три раза по сравнению с текущими показателями: с 3,17 до 1,05 куб. км к 2024 году. Решать эту задачу будут за счет строительства и модернизации коммунальных очистных сооружений. На эти цели предусмотрено более 140 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – около 85 млрд. Премьер также подчеркнул, что раз государство выделяет на это немалые деньги, необходимо подумать и об ужесточении системы контроля и штрафов за несанкционированный сброс сточных вод как для предприятий, так и для населения.
«Кардинальные меры, многомиллиардные вложения требуются и для решения проблем Волго-Ахтубинской поймы. Это тема тоже не новая, очень важная. Федеральный проект предполагает строительство комплекса гидротехнических сооружений, чтобы обеспечить дополнительный приток воды в Ахтубу из Волгоградского водохранилища. Нужно чистить каналы, по которым идет на нерест рыба, строить новые системы подачи воды для нужд сельского хозяйства и многое другое. В 2019 году тоже есть определенные цифры по длине, протяженности расчищенных мелиоративных каналов – их должно быть как минимум на 30 км, эта работа должна быть проведена», — отметил Медведев.
Также, по его словам, необходимо постараться сделать Волгу судоходной везде, где это возможно, обеспечив гарантированную глубину судового хода не менее 4 метров. «Кроме очистки берегов и углубления фарватера нужно будет поднять со дна реки и утилизировать бесхозные затонувшие суда. Их почти 100 штук. Но это те, что на учете стоят. Я уверен, что их объективно больше, просто нужно заниматься этим», — продемонстрировал знание и этого аспекта глава правительства.
Премьер-министр России уверен, что реабилитация притоков Волги и водохранилищ положительно скажется на развитии таких отраслей, как грузовое и пассажирское судоходство, гражданское судостроение, туризм. По его мнению, именно водный транспорт на сегодня и ближайшей перспективе будет самым дешевым и экономичным, а доставка грузов по реке – важный компонент успешной реализации многих национальных и федеральных проектов. Не обошел он вниманием и пассажирский речной транспорт с круизным туризмом, которые тоже смогут успешно развиваться при решенных текущих проблемах Волги. Впрочем, здесь есть другая проблема — отсутствие современного флота. О путях ее решения Дмитрий Медведев также предложил подумать.