Поиск решений для улучшения жизни людей, проживающих в регионе, – одна из обязательных составляющих работы депутатского корпуса. Во время заседания Президиума Совета по взаимодействию Думы с представительными органами муниципальных образований Астраханской области в повестке дня был рассмотрен вопрос, касающийся повышения доступности финансовых услуг для населения. Также участники обсудили результаты парламентского контроля в отношении закона о правовом регулировании деятельности контрольно-счетных органов муниципалитетов.
О проблемах и точках роста выполнения Плана мероприятий регионального проекта по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных районах Астраханской области рассказал заместитель управляющего отделением Астрахань Южного ГУ Банка России Николай Осипов. Он сообщил, что в рамках плана мероприятий специалистами проведена аналитическая работа, разработана тепловая карта, которая в цвете показывает проблемные зоны в Астраханской области.
Исследование показало, что уровень финансовой доступности в нашем регионе находится в диапазоне от 30 до 45% в зависимости от района. «Прежде всего, проект ориентирован на интересы населения, астраханцев, живущих в селах. Невозможность оплатить товары и услуги банковской картой в сельском магазине, оформить вклад, кредит, страховку в своем населенном пункте заставляет сельчан выезжать за пределы места проживания. А мы говорим о доступности базовых финансовых услуг вне зависимости от территории. Большая роль в проекте отведена и поддержке малого и среднего бизнеса, созданию условий для его развития. Вести свое дело на окраине региона должно быть комфортно, а для этого необходим доступ к финансовым сервисам», – отметил Николай Осипов.
Над реализацией астраханского проекта по повышению финансовой доступности работает команда экспертов. Это органы исполнительной власти, включая специалистов профильных министерств, Банк России, коммерческие банки, муниципальные районы, операторы связи. Эксперты разного профиля организуют рабочие встречи с главами поселений и жителями, проводят лекции по финансовой грамотности. Также прорабатываются пути решения проблем. В частности, предлагается задействовать филиалы Почты России, как некие центры, где будут сосредоточены «блага цивилизации».
Игорь Мартынов отметил, что, безусловно, необходимо повышать доступность и качество оказания финансовых услуг людям, так как современные реалии, предусматривающие уход от прямого движения наличных средств, все же диктуют свои правила. Но подойти к вопросу нужно со всей серьезностью. «Мы со своей стороны готовы содействовать: запросить информацию у глав муниципальных образований, предоставить нашу площадку для организации взаимодействия, обсуждения», — подчеркнул он.
Еще один вопрос повестки дня – информация о реализации закона, касающегося правового регулирования деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Напомним, в конце 2018 года органы местного самоуправления получили возможность дополнить реестр муниципальных должностей должностью председателя контрольно-счетного органа муниципального района или городского округа. Парламентский контроль реализации закона показал, что в первой половине 2019 года ни один муниципалитет новым правом не воспользовался. Главная причина — отсутствует предельный норматив размера ежемесячного денежного вознаграждения для лица, замещающего муниципальную должность председателя контрольно-счетного органа МО. В связи с этим областные депутаты рекомендовали Правительству региона рассмотреть возможность внесения изменений в распоряжение «О предельных нормативах размеров оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности Астраханской области». Данная рекомендация Правительством учтена, соответствующие корректировки внесены.
Теперь муниципальным образованиям предстоит разработать соответствующий нормативный правовой акт представительного органа с учетом внесенных изменений. Такая рекомендация в адрес органов местного самоуправления была дана в ходе заседания Президиума Совета.