«Мы знакомы с 1990 года. У нас разные политические взгляды. Разные приоритеты.
Но мне кажется справедливо сейчас, когда отставка состоялось, говорить не только о том, что было предметом критики. Хотя и об этом тоже.
Начнем с хорошего.
Жилкину удалось выстроить отношения с центром, позволившие привлечь значительные средства. В 2008 году под юбилей-450 город получил огромные финансовые вливания, позволившие построить мост через Болду, обустроить центральную набережную, построить кардиоцентр и реализовать ряд других важных проектов, которых не было в других регионах. Взять, к примеру, дороги и сравнить Астрахань с Волгоградом. Резкий контраст и не в пользу северного соседа.
Обычный и во многом справедливый упрек высказывается астраханцами по поводу закрытия производств. Действительно, много заводов мы потеряли. Но в последние годы регион стал самодостаточным по выработке электроэнергии (парогазовые установки на ГРЭС и солнечные станции), активизировалось строительство предприятий в Особой экономической зоне, возник завод томатной пасты в Харабалях, действительно (пусть и не два миллиона тонн) увеличилось производство сельхозпродукции и т.п.
Но современные производства не всегда создают рабочие места. Много ли рабочих мест создает солнечная станция? А если еще компании имеют налоговые льготы и бюджет получает только крошки с их оборота? А если рынок – и в этом действительно следует упрекнуть власти – переходит к иногородним фирмам, которые платят налоги не здесь (Бассоль, Экоцентр и т.п.).
Эта ситуация где-то объективна, но не объективно другое: приоритеты бюджетной политики. Социальное законодательство Астраханского края, одно из лучших в стране в 90-е годы, стало восприниматься как что-то второстепенное, обременительное и ненужное. Далее, если ранее невозможно было себе представить закрытие больницы или отмену пособий для участников боевых действий, то теперь это стало обыденным явлением и астраханцам приходилось отстаивать стабильность на митингах и акциях протеста.
Рискованная кредитная политика, погрузившая регион в большие долги, была сбалансирована через вивисекцию по живому и фактический разгром астраханского социального законодательства осенью 2016 года.
Проблем дополнил демонтаж правил бюджетирования и невнятные условия конкурсов. С одной стороны, это было управленчески удобно, так как руководство региона получило возможность принятия волевых решений, что всегда комфортнее, чем следование внутри ограниченных правил. С другой стороны, это обернулось ростом коррупционных скандалов.
Вдобавок, в последние полтора года кланы в местной Единой России пришли к странному выводу, что губернатора скоро заменят и обязательно назначат кого-то из них. Это стало причиной нелепых и ожесточенных аппаратных войн, которые проявлялись то пикетами, то неприкрываемыми интригами. Естественно, что в центре укрепилось мнение, что губернатор просто перестал управлять собственными выдвиженцами. В результате в регион приехали руководить иногородние.
Но чтобы не заканчивать на плохой ноте, скажу про человеческую сторону. Жилкин в первую очередь наш земляк. Он человек, который воспринимает себя как часть края и который очень пропитан астраханским культурным своеобычием, предполагающим в первую очередь необходимость диалога. Люди, которые близко сталкивались с Александром Александровичем, практически все отмечают его способность дружески расположить собеседника и умение выстроить психологический контакт. Долгие годы оттачивали эти качества и если сравнивать второго губернатора края вначале и в конце периода его руководства, то очевидно, что стал более мягок, терпелив, вдумчив, более склонен к восприятию иной точки зрения.
Многие могут воспринимать такое высказывание критично, и астраханцы просто, конечно, устали, что объяснимо, но идеальных людей не бывает и думаю, что с течением времени отношение к Александру Жилкину у тех людей, которые резко отзываются о нем, станет более взвешенным.»