В детские сады и больницы Астрахани поставляют фальсификат по госконтрактам

И ситуация вряд ли изменится

В Арбитражном суде Астраханской области находится сразу несколько дел, которые возбудило управление Россельхознадзора по результатам проверок молочной продукции, поставляемой в бюджетные учреждения. В ряде образцов продукции, которой кормят и больных людей, и детей, обнаружены растительные жиры, запрещенные ГОСТом. То есть, в бюджетные учреждения региона зачастую поставляют фальсификат. Эксперты склонны винить в этом существующую систему закупок, которая не оставляет поставщикам иного выбора, кроме как заниматься обманом и подлогом документов.

Как сообщает агентство «Деловая Астрахань», Арбитражный суд Астраханской области в настоящее время принял к рассмотрению заявление управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и республике Калмыкия о привлечении к административной ответственности астраханского ООО ПКФ «Детское молоко». Данная компания поставляла молоко в один из детских садов Астрахани, но этот продукт не являлся молоком по факту — в нем были обнаружены растительные жиры.

В Арбитражном суде решили, что подобная продукция представляет угрозу для здоровья людей. К тому же, производитель в информации о продукте сообщает совсем иное, называя свой продукт исключительно молочным, без примеси каких-либо немолочных ингредиентов.

Но любопытно в этой истории другое. Компания с красивым названием «Детское молоко» — это лишь посредник, который покупает продукцию в одном месте, и, выигрывая очередной тендер на обеспечение какого-нибудь бюджетного учреждения, поставляет туда те или иные продукты. Сама компания ничего не производит. В итоге даже происхождение молока с растительными жирами, поставленного по контракту в один из детских садов Астрахани, отследить невозможно — в этом еще предстоит разобраться суду. Также суд разберется, виновата ли такая компания-посредник в произошедшем.

Это не первое и, скорее всего, не последнее административное дело, возбуждаемое по факту поставки некачественной молочной продукции в бюджетные учреждения Астрахани. В арбитражном суде сейчас находится несколько аналогичных дел в отношении других компаний и предпринимателей. Так, растительные жиры были обнаружены в пробах молочной продукции, взятых в разное время в областной инфекционной больнице им. A.M. Ничоги (творог), в ГБУЗ АО «Клинический родильный дом» (кефир) и т.д. Добавим, что чаще всего фальсификат поставляется в Астраханскую область из других регионов, поскольку своих производителей «молочки» у нас почти нет. Времена, когда работала тесно связанная с молокозаводом «Володарский» молочная кухня на ул. Луконина, которую также неоднократно подозревали в сбыте фальсификата, канули в лету.

Продукты питания закупаются для бюджетных учреждений посредством тендеров. Тендеры, в свою очередь, могут проводиться по 44 федеральному закону и по 223 федеральному закону. Образовательные учреждения, если они не являются частными, проводят закупки по 44 ФЗ. Если не вдаваться в детали, то победителем такого тендера всегда становится тот, кто предложит самую низкую цену из возможных.

Оправдать недобросовестных и, вероятно, имеющих весьма тесные связи с организациями, проводящими тендеры, поставщиков можно лишь несовершенством нынешней системы госзакупок. Ведь сейчас выигрывает аукционы для бюджетных учреждений вовсе не тот, кто предлагает качественный продукт, а тот, кто предлагает самую низкую цену. В итоге цены в ходе торгов сбивают ниже себестоимости, лишь бы выиграть их. Сложно ли догадаться, какой продукт потом попадает на столы детям и пожилым людям? Ведь поставщик еще должен и заработать, и, возможно, «отблагодарить хороших людей» за содействие.

Более того, ряд поставщиков занимаются откровенным подлогом, прикладывая к продукции сомнительного качества сертификаты вполне добросовестных производителей. Так, «под раздачу» попал небольшой производитель УМП «Красноярское молоко»: именно документы этого предприятия были приложены к творогу с растительными жирами, обнаруженному в одном из учреждений Астрахани. На заводе открестились от этой продукции, заявив, что не выпускают фальсификат.

«К каждому тендеру составляется подробное описание характеристик и свойств желаемого заказчиком продукта — техническое задание (ТЗ). Там прописываются требования, например, к сливочному маслу. Заказчик может указать, что оно должно быть жирностью 72,5%, содержать только молочные сливки и не содержать растительных жиров. Также указывается объём фасовки, тип упаковки, сроки и температура хранения и другие параметры», — рассказывает собеседник «Арбуза», знакомый с производством молочной продукции и системой закупок.

«И поставщик вполне может все эти параметры документально подтвердить. Только проблема в том, что продавая молоко или творог по цене ниже стоимости даже сырья для его изготовления, поставщик вряд ли может делать реально настоящий продукт. Ну не в убыток себе же работать. Поэтому нередко бывает так, что в образовательное учреждение поставляется продукция, вообще не соответствующая тому, что заявлено в документации. Как правило, поставляют самые дешевые спреды — суррогаты из растительного жира с ароматизаторами и эмульгаторами. И никто особо не проверяет эту продукцию, вот эти примеры, приведенные здесь — это капля в море. 

Кроме того, бывают случаи, когда тендеры выигрывает и вовсе компания-посредник, как в вышеописанном случае и произошло, которая либо не имеет своего производства, либо занимается лишь фасовкой продукта, закупленного где-то в другом месте. И она может выиграть тендер, если в ТЗ не будет указано, что поставщик должен являться производителем (а это не всегда бывает указано). Да и «производителем» стать тоже несложно — найти производственное помещение, заключить договор «задним числом», ну или цех фасовки назвать производством. Всё относительно просто. Не забываем и про коррупционную составляющую: когда ответственные за закупки лица «благоволят» одному из потенциальных поставщиков, ему становится легче решать бюрократические вопросы. В выигрышном положении здесь оказываются частные образовательные учреждения: они могут проводить закупки либо по 223 ФЗ, который не предполагает гарантированной победы лишь того, кто предложил самую низкую цену, либо вообще не проводить их, получая ту или иную продукцию от спонсоров».

11 сентября 2018, 15:55



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

Лента новостей