Рыба, память и краеведение: обзор астраханских настольных игр

30 регион на игровом поле

В начале июня отмечался Международный день настольных игр. Редакция «Арбуза», которая и сама очень любит настолки, решила сделать обзор игр с астраханской тематикой. Мы вспомнили четыре такие игры, выпущенные за последние пятнадцать лет.

«Астраханская рыбалка»

Открывают наш хит-парад нижневолжских настолок игральные карты «Астраханская рыбалка» и «Астраханская охота». Их выпустил в 2009 году производитель сувенирной продукции Михаил Поляков (компания «Автограф»). В колодах — классические 36 карт.

Вариант для рыбаков оформлен иллюстрациями  — от белуги до воблы. Иерархия в колоде продумана до каждой чешуйки: белуга — туз, сом — десятка, вобла — шестерка. Распределение рангов основано на значимости рыбы. Хотя то был 2009-й. В 2025 году, учитывая запрет на вылов воблы, ее вполне можно было определитьи в короли.

Карты для охотников создавались по тому же принципу, что и «Астраханская рыбалка». Только вместо рыб — дикие звери нашего региона. В этой колоде тузом считался кабан, королем — степной волк, а дамой — лиса. Каждому трофею соответствовало свое ранговое значение, выстроенное по охотничьей иерархии.

Увы, нам не удалось найти ни одной оставшейся звериной колоды. Обнаружили на просторах интернета лишь одно единственное фото, которое и стало свидетелем той эпохи.

«Чудо-Астрахань»

Вторая игра была создана командой «Чудобилета» — местного билетного агентства, которое позже выкупила федеральная компания «Кассир.ру». В 2014 году, объявленном в России Годом культуры, появилось множество ярких событий, в том числе и неожиданный подарок от «Чудобилета» — настольная игра «Чудо-Астрахань». Это авторский проект, который команда придумала и разработала самостоятельно.

Суть игры проста: карточки раскладываются рубашкой вниз, игроки по очереди открывают по две карточки, пытаясь найти пары. Побеждает тот, кто соберет больше пар.

«Чудо-Астрахань» помогает ближе познакомиться с архитектурой и культурой города, узнать необычные факты из жизни астраханцев. Информацию для игры собирали по крупицам: искали в архивах, консультировались с краеведами. Игра рассчитана на 2–4 игроков старше 8 лет. В процессе можно узнать много нового об истории города и потренировать память и внимательность.

«Мемо Астрахань»

Третья игра — «Мемо Астрахань», которая очень напоминает игру чудобилетовцев. В 2021 году астраханка Ильвира Сатаева разработала эту настолку совершенно случайно. Во время путешествия по Санкт-Петербургу у нее с сыном была игра «Мемо Санкт-Петербург», и они ездили по городу в поисках достопримечательностей с карточек. Это оказалось больше, чем просто развлечение. Также у Ильвиры была и версия с Москвой. И однажды ее пятилетний сын Анвер задал вопрос: «Мама, а почему нет игры «Мемо Астрахань»?». Девушка начала искать, но ничего не нашла. Видимо уже к тому времени «Чудо-Астрахань» перестали выпускать, а напечатанные экземпляры хранили дома и не все о них знали.

Молодая мама решила создать свою версию игры. Она вместе с профессиональным фотографом сфотографировала известные места города, а затем тщательно отбирала изображения, чтобы они были узнаваемы. В наборе — 20 пар карточек с достопримечательностями региона и брошюра с правилами и интересными фактами. Возрастное ограничение — 6+, но малыши от 3 лет уже справляются.

«Каспийская столица»

И завершает наш обзор самая масштабная новая игра — «Каспийская столица», которую выпустили в этом году. Идея принадлежит педагогу Екатерине Кузнецовой, которая уверена, что дети должны знать про свою малую родину. И привить любовь к ней лучше всего в игровой форме.

Проект разрабатывали около трех лет. На реализацию, по словам автора, ушло много бессонных ночей, особенно сложным оказался процесс доработки и оформления. Например, только рыб перерисовывали около десяти раз.

Цель игры — собрать максимальное количество карточек, отвечая на вопросы и разгадывая ребусы. Темы заданий определяются броском кубика. В игре 200 карточек различной сложности с изображением обителей Волги.

На игровом поле размещены QR-коды, ведущие к образовательным видео — с участием детей, местных актеров, снятых в библиотеках, на башне кремля и других локациях. Героя — дедушку-рыбака — озвучил астраханский актер, а образ создали с помощью нейросети.

Игра рассчитана на школьников: одновременно в нее могут играть до 40 человек, поделившись на команды. Но и взрослые найдут для себя много нового. Например, в процессе можно узнать, что слово «самолет» придумал Велимир Хлебников.

Проект получил поддержку от регионального агентства по делам молодежи и министерства образования и науки. В его реализации помимо Екатерины Кузнецовой участвовали Светлана Беличенко и Нина Пархоменко, а также Ассоциация социальных предпринимателей. Игра распространяется по заявкам через образовательные учреждения.

Рамиля Самихова

16 июня 2025, 12:50



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ

Лента новостей