Астрахань – очень древний город, и в нем переплелось множество культур, что не могло не сказаться на его традициях, обычаях, а также городских легендах. И одна из них – это легенда о могиле двух сестер, которая имеет под собой вполне реальную почву.
В Советском районе, за школой имени Габдуллы Тукая, расположен ничем не примечательный снаружи, но при этом известный в узких кругах участок с жилым домом. Его приветливая хозяйка 86-летняя Нажия Кабировна без лишних вопросов открывает нам калитку и ведет нас к мазару — мусульманскому захоронению.
Эта история, передаваемая в ее семье из поколения в поколение, началась в 1896 году, когда в эти на тот момент не заселенные места ее дедушка Тагир приехал со своей семьей, чтобы построить дом. В ночь перед закладкой фундамента ему приснился сон — две девочки-двойняшки, еще совсем подростки, явились к нему и сказали: «Не ставь свой дом на нас!». Тагир был очень религиозным человеком: после ночного видения, проснулся утром, прочитал намаз и пошел в мечеть к имаму, чтобы рассказать эту историю. Имам, выслушав гостя, решил направить служителей мечети на стройку, чтобы проверить то, что было рассказано Тагиром. В результате непродолжительных раскопок на участке были обнаружены останки двух девочек-подростков, захороненных по всем исламским канонам. К сожалению, ни имен, ни времени погребения выяснить не удалось. Чтобы отдать дань уважения усопшим, девочек решили назвать Гульсум-кыз и Мугульсум-кыз.
После этого дедушка Тагир принял решение чуть изменить место строительства дома, сместив стройку на другой край участка, а чтобы останки больше никто не потревожил, возвёл над местом погребения небольшой мазар, а сам волей-неволей стал его хранителем. После войны, в конце сороковых годов, уже его сын устроил новый мазар, который сохранился до наших дней. Аккуратная зеленая ограда венчается полумесяцами, поверх могилы растут цветы и лежат горсти монет от приезжих.
Как рассказала Нажия, к праху девушек приходят люди, соседи, знакомые и даже приезжают подчас издалека – был случай, когда приезжали паломники из Атырау, так что информация об этом религиозном объекте распространилась уже сильно за пределы города. Как известно, приходящие поклониться останкам сестер просят благословения в семейной жизни, поиске спутника жизни, продолжении рода, однако действительно ли поклонение мазару помогло кому-либо в решении этих проблем, смотрительнице не известно. Сейчас Нажия Кабировна ухаживает за мазаром, а ей помогает дочь.
Так как никакой другой информации о данном объекте, в том числе исторических фактов, найти не удалось, мы обратились за комментариями по этой истории к исламским деятелям нашего города.
«Вообще очень интересная история, я про нее не знал. Но оставлять монеты, вещи на могилах не стоит. С точки зрения ислама таухид – один из главных догматов о единобожии и единстве Аллаха, и только Всевышний может помочь человеку по своей воле. Если приезжающие читают дуа (молитву) на кладбище за упокой похороненных – это хорошо. Но не стоит возвеличивать это место, ведь обращение к Аллаху посредством мертвых людей и поклонение еще кому-то строго запрещено. А то, что люди как хозяева участка проявили уважение к этим двум сестрам и не стали строить дом на их захоронении и то, что поддерживают могилу в хорошем состоянии – это достойно уважения», — сказал Данияр-хазрят Имашев, имам-наиб, председатель региональной общественной организации «Казахи Астраханской области».
«Очень интересная история, которая показывает с одной стороны то, как нужно уважать умерших, но с другой стороны – как необходимо проводить просветительскую работу среди мусульман. В исламе к усопшим необходимо относится с уважением, но строго без фанатизма и без возвеличивания до уровня каких-то божеств, это грех. Могила для истинно верующего должна служить напоминанием о будущей жизни и назиданием в том, что эта жизнь коротка, и все мы, если захочет Всевышний, вскоре присоединимся к ним», — отметил Ильнур-хазрят Асанов, имам мечети села Старокучергановка.