В конце октября, когда астраханцы начали получать квитанции за отопление, многие оказались неприятно удивлены. Жильцам многоэтажек, где нет общедомовых счетчиков учета тепла (или они неисправны) «Астраханские тепловые сети» выставили счета за весь месяц. Хотя отопительный сезон начался только 21 октября.
Естественно, это вызвало возмущение. Все-таки разница в три раза. И вот «Астраханские тепловые сети», кажется, впервые пояснили свою позицию. Мы в «Арбузе» ее внимательно прочитали и попытаемся объяснить простым языком.
В двух словах: дело в нормативе. Если в доме есть общедомовой счетчик — все просто. Сколько тепла ушло в дом — столько и нужно будет оплачивать. Но если счетчика нет, то счета выставляют по нормативу. Это цифра, которую высчитывают в региональном МинЖКХ. Она представляет собой что-то среднее. То есть, по формулам на опыте предыдущих лет предполагают, сколько в том или ином доме может потребоваться тепла за отопительный сезон. Раз точно посчитать это без счетчика нельзя.
И вот тут самое интересное. Полученную сумму разбивают ровно на шесть месяцев. Именно поэтому счета тоже выставляют с октября по март. Там уже должно быть учтено, что в октябре и в марте теплее, чем в январе и феврале, а в октябре может быть не полный месяц. Насколько точно — сказать затрудняемся, не специалисты. Но формулы это учитывают.
Есть регионы, где плата за отопление уже много лет вообще равномерно разбита на весь год. То есть платят в итоге столько же — но сумма за один месяц получается меньше. И никто не спрашивает, почему нужно платить за отопление, допустим, в июне. Потому что в декабре платеж будет меньше.
В Астрахани такая схема не применялась, поэтому платить за полный месяц для горожан непривычно. Но вообще, конечно, выгоднее всего не надеяться на все эти формулы, а платить по общедомовому счетчику. Им должна заниматься управляющая компания, подчеркивают в «Астраханских тепловых сетях». Причем, что интересно, во многих домах счетчики есть, но не работают. Так как нужен ремонт, а им никто не занимается. В итоге люди и деньги за счетчик отдали, и платят по нормативу.
Это, конечно, все просто звучит — на практике реальность разбивается о цены на счетчики (формирование которых совершенно непрозрачное) и на частые ситуации, когда за него рассрочку еще не отдали, а он уже вышел из строя и виноватых поди найди. Но, как минимум, попытаться воздействовать на управляющую компанию и установить/отремонтировать счетчик стоит. Так будет гораздо лучше, чем каждый раз переживать из-за квитанций.