Цены — один из самых переменчивых показателей. Они, словно раскачиваясь на качелях, то взлетают вверх, то опускаются вниз (что происходит гораздо реже). Причем касается это не только стоимости повседневных товаров, но и более крупных предметов пользования, например подержанных автомобилей.
По данным «Автостата», машины с пробегом дешевели на протяжении последних шести месяцев, но скоро ситуация изменится. По мнению аналитиков, уже в конце сентября цена на них начнет расти. Связано это с новыми правилами расчета утилизационного сбора. Сколько составит рост, пока не известно, но некоторые аналитики считают, что он к нынешней стоимости б/у автомобилей прибавится около 30%.
Такая ситуация не радует не только покупателей, но и продавцов, во всяком случае астраханских. Те, кто профессионально занимается перепродажей автомобилей, уже давно жалуются на снижение продаж, подорожание машин и на то, что ситуацию на рынке все сложнее предугадать.
Но тут стоит немного вернуться в прошлое и объяснить, что вообще происходило на этом рынке последние несколько лет. Первый удар нанес коронавирус. Он не только подкосил здоровье многих людей, но и бизнес. Во время «болезненного» периода продажи авто с пробегом сократились, о чем «Арбузу» рассказали перекупщики. Они объясняют это тем, что производство авто тогда снизилось. Во время локдауна это особо не ощущалось, но после отмены ограничений, когда люди вернулись к привычной жизни, на рынке появился некоторый дефицит авто, что и привело к удорожанию.
Еще один нокдаун бизнес потерпел от роста стоимости доллара, это было примерно в тот же период. Это тоже привело к тому, что машины стали дороже.
Третий удар пришелся на весну 2022 года. Напомним, тогда производители авто дружно хлопнули дверью перед российскими покупателями и, поддержав санкции, ушли с рынка. Продавцы подержанных авто были уверены, что настало их время и бизнес пойдет в гору. По их логике, покупатели, во-первых, как и во время кризиса 2014 года, захотят вложить сбережения, во-вторых, захотят обзавестись машиной, пока есть из чего выбирать.
Именно в тот период, рассказывают астраханские перекупщики, цены на авто стали снова расти. Но это не испугало торговцев, веря в будущие продажи они скупали постоянно дорожавшие машины. Но неожиданно рынок встал.
«Такого не ожидали даже те, кто давно в бизнесе. Мы скупили машины по высокой цене и за несколько недель могли ни одной не продать. Речи о том, чтобы заработать сверху уже почти не шло, тут хотя-бы свои деньги вернуть. Получилось это не у всех. Дошло до абсурда: мы покупали машину, приводили ее в хорошее состояние (почти все приходится ремонтировать), продавали, но за эти деньги уже не всегда могли купить что-то взамен. Многие потеряли большие деньги. Причем коснулось это и покупателей, если они копили на машину, то их денег просто не хватало», — рассказал «Арбузу» перекупщик, не пожелавший разглашать свое имя.
По словам нашего собеседника, ситуация, когда авто, выехавшее из салона сразу теряет в цене, так как имеет пробег, уже прошла.
«Машины только дорожают. В следующем году она будет стоить уже дороже, чем в этом. Сейчас ситуация на рынке подержанных автомобилей такая: дешево стоит только хлам, а авто в нормальном состоянии — дорого», — продолжает наш собеседник.
И тут возникает вопрос, зачем же обращаться к посредникам, если можно приобрести машину напрямую у продавца, благо объявлений о продаже на сайтах много. По словам нашего собеседника, информация только примерно в 30% объявлений соответствует действительности. В остальных случаях оказывается, что автомобиль битый, крашеный, ржавый или требует капитального ремонта.
Что же на рынке б/у автомобилей происходит сейчас? Тенденция сохраняется: цены едут, автомобили стоят. По признанию некоторых частных продавцов, за последние два месяца они не продали ни одной машины, хотя обычно конец лета — начало осени — благоприятное время. Кто-то уже бьет тревогу и считает, что потерял бизнес.
Михаил — занимается продажей машин с пробегом на автоплощадке в Астрахани около десяти лет. Нынешнюю ситуацию в данном бизнесе он называет сложной и радужных прогнозов не строит. Его мнение разнится с данными «Автостата».
«В этом году, как и в прошлом, машины только дорожали, во всяком случае в Астрахани. С конца прошлого года цена выросла примерно на 50-70 процентов. Если в январе средняя стоимость автомобиля у нас была 500 тысяч рублей, то сейчас 800. Такой рост привел к сильному снижению продаж. Денег на покупку у клиентов не хватает, они обращаются в банки за кредитом, то там зачастую высокие ставки». — говорит Михаил.
Причем рост коснулся не только дорогие машины или средний сегмент, но и дешевые. Конкретный пример: Hyundai Accent 2008 года выпуска в 2022 году стоил 250 тысяч рублей, спустя год его оценивали в 390-400 тысяч, а сейчас на площадке он стоит уже за 535 тысяч. Парадокс, но вместе с возрастом автомобиля повышается и его цена.
«Некоторые клиенты приходящие к нам весной, не совершали покупку из-за высокой цены. Они возвращаются уже осенью и готовы к сделке, но та же самая машина стоит еще дороже. То есть клиенты опять уходят ни с чем», — говорит Михаил.
Что будет происходить на рынке дальше — неизвестно, но наши собеседники считают, что нынешние цены — не предел.