Как по Астрахани ходил бесплатный автобус и откуда он взялся

И такое бывало

ГлавнаяОсновноеТранспорт

В 2013 году бесплатный автобус попал на Гугл.Панорамы и это, кажется, единственное его фото

Предложения сделать общественный транспорт бесплатным регулярно озвучиваются в разных регионах и даже странах. В Астрахани в последний раз такое предлагали в 2017 году — перед закрытием троллейбуса. Тогда депутаты рассматривали вариант отмены в нем платы за проезд. Раз все равно убыточный. Но не сложилось. А ведь было время, когда по Астрахани реально ходил бесплатный автобус. Причем не куда-то в магазин, а прямо по маршруту. Мы вспомнили, как это было и откуда он взялся.

Итак, этим автобусом был 17к. И ездил он по микрорайону Астрахань-2, связывая район одноименной станции с кварталом Светофор. Семь остановок, всего около трех километров пути, но все по-серьезному. Большой ЛиАЗ-5256, официальный маршрут, но при этом проезд был полностью бесплатным. Как это получилось?

Тут нужна предыстория. Тогда большие автобусы в городе принадлежали «АстраханьПассажирТрансу» (АПАП-4), который обслуживал все их маршруты. В сторону Астрахань-2 ходило два: очень популярный маршрут №30, который шел от квартала Светофор до площади Октябрьской, и оставшийся в наследие от советских времен автобус №17, который ходил от старого локомотивного депо до вокзала.

Суть в том, что они друг друга дублировали, только 17-й был короче, но зато проезжал вдоль частного сектора, где больше никакого транспорта тогда не было. Чтобы было понятнее, вот схема, как расходились эти маршруты в районе:

Из частного сектора пассажиров всегда было мало, а до центра города автобус №17 не доезжал, так что обычно внутри было пусто. Но и отменить его не давали: людям же надо как-то выезжать из частного сектора. Тем более, что в дождь там все плыло и пешком идти до конечной автобуса №30 было бы издевательством.

Был вариант продлить автобус №30 — сейчас так и сделали. Но тогда решили, что это невыгодно. Ведь сначала надо заехать в квартал Светофор, потом вернуться чуть назад, оттуда поехать в район станции, потом по дороге в центр опять сделать крюк через Светофор… К тому же интервалы у тридцаток тогда были короткими, на линии было больше автобусов, чем сейчас, и они были большой вместимости, а не средней. И гонять их все на станцию, где пассажиров не очень много, было расточительно.

В итоге руководство «АстраханьПассажирТранса» придумало идеальный план. Они отменили 17-й маршрут, а взамен него сделали маршрут-коротыш 17к. Который курсировал по району и позволял отвезти людей до конечной автобуса №30 из тех мест, куда тот не доезжал.

Чтобы никому не было обидно, деньги за проезд решили не брать. Все равно же сэкономили, что не гоняют все автобусы зря, а обходятся одним. Так он и ходил в начале 2010-х на радость местным жителям. Многие им пользовались просто чтобы ездить за продуктами, так как возле конечной были магазины и базарчик. Ну а закончилось все с кризисом «Астраханьпассажиртранса», которому на фоне кризиса областного бюджета в 2014-2015 годах внезапно срезали финансирование и так и не вернули обратно. И, естественно, одним из первых убрали тот самый бесплатный маршрут.

Кстати, именно тем решением (не про маршрут вообще, а про «автобусы дальше как-нибудь сами») Астрахань и была отправлена на последнее место по состоянию общественного транспорта, откуда ее потом долго, упорно и довольно дорого пришлось доставать. Но это уже совсем другая история.

Вадим Окороков

20 октября 2024, 20:01

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ





Лента новостей