День космонавтики отмечаем вместе с экипажем, который побывал на Астраханской земле

Полет нормальный

Наш регион, как не многие в стране, связан с космосом. На полигоне Капустин Яр трудился главный космический конструктор Сергей Королев. Именно отсюда отправили в космос первых собак − Дезика и Цыгана, а вовсе не получивших широкое признание Белку и Стрелку. Наша вобла, приготовленная особым способом, была в рационе космонавтов. А самое главное –  в Ахтубинске расположен центр подготовки летчиков-испытателей ВВС.

Так что День космонавтики и наш праздник тоже. А герой сегодняшней истории —  экипаж самолета-амфибии Ла-8, который в феврале прошлого года участвовал в научно-исследовательской экспедиции по изучению каспийского тюленя «Душа Каспия». И если быть совсем точным, экипаж один, а героев двое: командир экипажа, Герой России, космонавт и летчик-испытатель первого класса Валерий Токарев и второй пилот Наталья Дмитриева.

Наш земляк, и никаких сомнений!

Валерий Токарев — абсолютно точно наш, ведь он родился в военном городке полигона Капустин Яр. И хотя судьба забрасывала его семью, поскольку отец был военнослужащим, в разные уголки страны (школу, например, Токарев заканчивал в Ярославской области), есть все основания считать его нашим земляком. В 1981-1982 годах он проходил подготовку в центре испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске. Как летчик-испытатель, Валерий Токарев имеет опыт полетов на 56 видах самолетов и вертолетов. А его космическая подготовка началась в далеком 1987 году.

Первый полет в космос он совершил в 1999 году в качестве специалиста шаттла «Дискавери», он стал вторым российским космонавтом, побывавшем на Международной космической станции. В 2005 году состоялся его второй космический полет в качестве командира корабля «Союз ТМА-7» и бортинженера 12-го основного экипажа МКС вместе с американскими астронавтами. Произвёл два выхода в открытый космос общей длительностью 11 часов 5 минут.

Заявление… в космос

— Космонавт – это отдельная профессия, — сказал в интервью по телефону Валерий Токарев. – Космонавт – это не летчик. Хотя в первый отряд космонавтов набирали летчиков-истребителей только потому, что были очень жесткие требования к подготовке, а истребители справлялись с серьезными нагрузками.

Сегодня Валерий Токарев работает главным специалистом Центра подготовки космонавтов. После 90-х годов приоритеты в стране сильно изменились, и современные мальчишки не мечтают о космосе, не рвутся в небо, как бредил им с детства Токарев. Многое теперь по-другому. Но сейчас интерес вновь появляется, а набор в космонавты стал вполне открытой процедурой, любой гражданин не моложе 21 года с высшим образованием может подать заявление в Роскосмос. Космос нуждается в разных гражданских специальностях. Но без подготовки тем, кто хочет попасть туда, все равно не обойтись.

Про заявление в космос звучит немного странно, но космосу тоже не хватает кадров… Их надо готовить, и хорошо, что есть такие наставники, как Валерий Токарев.

По жизни ведет интерес

Что касается научных экспедиций, то в июле-августе 2018 года Валерий Токарев принял участие в качестве пилота самолета-амфибии «Борей» российской авиационной кругосветной арктической экспедиции «Север Ваш», в 2019 году — в проекте по сохранению млекопитающих в Черном море, 2020 году — в экологической экспедиции «Хозяин Арктики», а в феврале 2023 года – в качестве командира экипажа самолета-амфибии Ла-8, который вел авиаразведку расположения лежбищ тюленей на ледяных полях Каспия. С международным экологическим фондом «Чистые моря» он сотрудничает несколько лет.  Одна из причин – его любовь к малой авиации. Красоту нашей Земли, считает Валерий Токарев, по-настоящему можно разглядеть с небольшой высоты.

С 20 февраля по 6 марта прошлого года экипаж под управлением Валерия Токарева выполнял авиамониторинг численности тюленей, вылетая с аэродрома в Астрахани. Вылеты длились по 5-6 часов и проходили по пяти маршрутам, средняя протяженность каждого составляла 1000 километров. Главным препятствием для вылетов была неустойчивая погода: то ветер, то туман. А время поджимало, ведь надо было пересчитать тюленей в Российской части Каспийского моря, когда они появлялись на льду, где тюленьи мамаши воспроизводят потомство. Ледовый период на Каспии недолгий, к тому же  бельки   быстро взрослеют, их шкурки темнеют и становится трудно отличить их от взрослых особей с высоты, как их потом посчитать? Так что летный и научный экипаж торопился, но приходилось действительно ждать у моря погоды. Но с поставленной задачей все справились.  Причем Валерий Токарев и его второй пилот Наталья Дмитриева работали в экспедиции международного экологического фонда «Чистые моря» как волонтеры, взяв отпуск на основной работе.  Для чего им это надо?

«Мне было интересно, — сказал командир экипажа. – Интерес, любопытство, желание узнать что-то новое — это самое главное, что ведет человека по жизни».

Не по проторенной дорожке

Как вы думаете, сколько в нашей стране женщин-пилотов? Меньше трех процентов. Их доля и во всем мире невелика: чуть выше 6%. Но в России, получается, летчица или пилотесса, просто штучная профессия. Тем более интересно было поговорить с Наташей, профессиональные качества которой высоко оценил космонавт Токарев.

О небе она с детства не мечтала. Ее судьба вроде даже была и предопределена: Наталья из семьи потомственных химиков, ее прапрадед был близким другом самого Менделеева, и все родные учились в химико-технологическом институте, носящем имя великого ученого. Институт по-простому называли «Менделеевкой». А друзья Дмитриевых в шутку переиначили на «Дмитриевку». Вот в этой Менделеевке-Дмитриевке всю жизнь работал отец Натальи, инженер и изобретатель. А мама заведовала экологической лабораторией на знаменитом Ильюшенском заводе. И куда оставалось пойти Наталье? А вот и не угадали! Она поступила на филфак РГГУ. После университета Наташа работала в агентстве по подбору персонала, потом еще в ряде фирм создавала новые пути развития для людей и компаний. А потом увлеклась самолетами.

Не профессия, а сплошное удовольствие

Причем Наташа не тот пилот, который водит самолеты гражданской авиации. Частный пилот, как говорит она сама,— это не про профессию, а про удовольствие. Это призвание. Это радость души.

Отчасти похоже на управление автомобилем, только в трехмерном пространстве. Но все же чуть сложнее и знаний требуется больше: если что, на аварийке на обочину не свернешь — решение надо принимать молниеносно в воздухе.

«Раньше я считала, что пилоты – это люди, закончившие училище, имеющие технический бэкграунд, космическое здоровье, но десять лет назад узнала, что пилотом может стать любой человек, и моя жизнь круто изменилась», — говорит Наташа.

Конечно, профессиональному управлению самолетом она училась, закончила авиационный учебный центр «Аэро Регион Тренинг» — несколько месяцев теории и потом несколько месяцев практики, итого почти год.  У нее лицензия частного пилота. Для сравнения: после окончания училища, где обучение длится три года, люди получают коммерческое пилотское образование. Но частного пилота можно сравнить, наверное, с водителем частного автомобиля, сюда попадают и обычные авто, и гоночные, и большие пикапы, а коммерческий пилот — это уже как водитель автобуса: другая категория.

Наташа работает в частной компании, рекламирует и продает самолеты-амфибии и тем самым развивает рынок малой авиации в стране. Она влюблена в свое дело, и утверждает, что летать может каждый: «Это несложно, но люди просто не знают, что так можно. Мы летаем невысоко, на уровне птиц. Но когда я вижу глаза тех, кто летал, я понимаю, что самолет – это не транспорт, а новый формат жизни, когда вырастают крылья).

Она хочет, чтобы это счастье испытало как можно больше людей. Чтобы так же, как и она сама, кто-то понял, как это здорово – встречать рассвет. Летом она встает в три часа. Но рассвет того стоит. А вставать в такую рань она научилась, соблюдая правило: «Сон и питание – основа летания». Правило, обязательное для пилотов, потому что в небе надо иметь силы и ясную голову.  Хотя и на Земле это тоже важно.

Вселенная услышала

При самом романтическом настрое Наталья Дмитриева – классный специалист с высокой квалификацией. Именно ее выбрал вторым пилотом Валерий Токарев. И она отлично сработала в экспедиции «Душа Каспия». Тоже, кстати, как волонтер, взяв отпуск для участия в аэроисследовании. Предложение Токарева приняла с радостью:

«Я очень хотела, и, возможно Вселенная меня услышала. Самолет знаю, природу люблю. Но, конечно, главное то, что я летаю на воду, летаю на ЛA-8, и, если вдруг что, смогла бы безопасно посадить самолет. У нас же люди на борту, это тоже учитывается».

Ну еще надо иметь хорошее зрение. Даже с небольшой высоты тюленей на льду надо разглядеть. На фото, которое сделала Наташа,  они похожи на каких-то насекомых.

При всей серьезности задач Каспийской экспедиции Наталья, как и Валерий Токарев, сумела оценить красоту наших закатов (силу ветров — тоже). Вот видео, которое сделала Наталья, когда Валерий Токарев снимает это явление: «Даже космонавты не могут устоять перед красивейшими астраханскими закатами».

Расправь крылья. В полёт вперёд за мной. Небо нас ждёт. Тысячи звёзд со мной.

А профессионализм второго пилота Натальи Дмитриевой оценил командир экипажа, сказав, что она умеет принимать правильные решения в воздухе, не теряя самообладания. Это о ситуации, когда у спутниковых телефонов порой не было Сети, навигация была местами, и все коммуникации осуществлялись через трекер Наташи, который каким-то чудом работал.

«Раньше вообще по картам летали, а сейчас почти везде все глушат, поэтому пилоты просто вернулись к тому, с чего начинали», — просто поясняет Наталья.

К участию в научных экспедициях Наташу толкает тот же интерес ко всему живому, о котором говорил Токарев. Красота с высоты птичьего полета может быть доступной всем. Пилот Наталья Дмитриева мечтает, чтобы самолет был в каждой семье. Когда-то люди мечтали о велосипедах, потом их сменили автомобили… Может быть, когда-нибудь на смену им  придут и небольшие самолеты:

«И когда люди расправят крылья, они будут строить свой собственный мир там, где хотят. Жить, где хотят. И прилетать в офис по необходимости».

Пока это трудно представить. Но стоит верить людям, которые видят чуть дальше нас: с высоты птичьего полета, откуда открывается красота нашей Земли.

 С Днем космонавтики всех, кто причастен и кто верит!

Марина Паренская

12 апреля 2024, 10:29



ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ

Лента новостей