Компания Simetra выпустила свой очередной, четвертый по счету рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. В Астрахани его ждали особенно, потому что во всех трех предыдущих наш город стабильно занимал последнее место. Причем количество участников увеличивалось, но Астрахань все равно оказывалась самой последней, пропуская вперед множество населенных пунктов меньших размеров. Сначала она была 60-й из 60 (2019), потом 76-й из 76 (2020), затем 82-й из 82 (2022).
В общем-то, рейтинги пошли на пользу. Не секрет, что в том числе и столь наглядная демонстрация ситуации с общественным транспортом, не дающая оправдаться фразой «а у кого сейчас с ним хорошо», в итоге подтолкнула регион к транспортной реформе. Так что «Симетре» наше отдельное спасибо. А теперь давайте изучим сам рейтинг, потому что он для Астрахани знаковый. Ведь впервые она стала не последней. И даже не предпоследней.
На этот раз данные использовались за 2023 год. И Астрахань заняла 84 место, но уже из 100 участников. То есть, результаты транспортной реформы заметили не только мы с вами, но и транспортные эксперты. Проделанную в городе работу авторы рейтинга назвали колоссальной.
«Замыкающая в прошлом году рейтинговый список Астрахань смогла проделать колоссальную работу и набрать больше 11 баллов «вверх». Этого оказалось достаточным, чтобы наверстать отставание от основного массива городов и продвинуться на восемь позиций вверх, практически выбравшись из категории отстающих», — подчеркивают эксперты компании Simetra.
Почему же, при таком количестве новых автобусов и такой высокой оценке транспортной реформы, Астрахань находится хоть и не на последнем месте, но все-таки в нижней части рейтинга?
Основных причин называют две.
Во-первых, транспортная реформа еще не завершена и старые маршруты соседствуют с новыми. В итоге недостатки старой системы (огромное количество перевозчиков, дублирующие друг друга маршруты, старые микроавтобусы, большая доля нерегулируемого тарифа) остаются на прежнем месте и влияют на итоговые баллы. С другой стороны, если бы все маршрутки вдруг сразу же исчезли, то цифрам это, может, и пошло бы на пользу, а вот пассажирам вряд ли понравилось.
Во-вторых, авторы рейтинга по-прежнему критикуют магистральные маршруты (от М1 до М6), считая, что с уверенностью называть их такими нельзя. Здесь спорно: в астраханском минтрансе уверяют, что по новым нормативам это все-таки полноценные магистральные маршруты, а эксперты ссылаются на уже отмененные требования. Кто тут прав — сложно сказать. В любом случае, это уже скорее формальности. А на фоне того, что было до транспортной реформы, так вообще мелочи.
Напоследок приведем статистику об астраханском общественном транспорте, которую заботливо подсчитали эксперты Simetra:
Как оказалось, действующих маршрутов общественного транспорта у нас 63 (по состоянию на III квартал 2023-го, сейчас уже больше). Это и маршрутки и автобусы разной вместимости. В год все они перевозят 29 млн пассажиров. Перевозчиков по-прежнему рекордное количество: на 63 маршрута их приходится целых 226.
Регулируемый тариф (то есть который устанавливает служба по тарифам, а не сам перевозчик) у нас действует на 19% маршрутов. Справедливости ради, иногда нерегулируемый оказывается даже дешевле.
Автобусов и микроавтобусов на маршрутах Астрахани работает больше тысячи. Их средний возраст — 9,4 года. Это на 35% выше нормативных показателей, что уже не так уж плохо. Низкопольным является уже каждый пятый автобус или микроавтобус города.