В России за последние пять лет количество детей, у которых выявили расстройства аутистического спектра (РАС) выросло более чем в 2,5 раза. Несмотря на то, что в мире примерно 1% детей с подобным расстройством, аутизм до сих пор плохо изучен, а методик и специалистов по работе с подобными ребятами не хватает. И все же Астраханская область в данном направлении сделала огромный шаг. В нашем регионе с 2020 года действует проект «Школа адаптивного спорта «Сириус», целью которой стало физическое развитие детей и подростков с ментальными нарушениями.
Часть 1. «Пусть его научат»
Развитие речи и коррекция поведения – чаще всего именно на этом акцентируют свое внимание родители детей с ментальными нарушениями. Спорт и физическая активность многими отодвигались на второй план. Одними из первых, кто признал важность физического развития таких детей, были специалисты «Сириуса». Произошло это еще в 2017 году. Педагоги астраханской школы поняли, что спорт является одним из важнейших инструментов реабилитации ребенка и его развития. С того момента в «Сириусе» начались занятия по адаптивной физической культуре.
«Когда к нам обращаются родители детей с ментальными нарушениями, сначала назначается пробное занятие-консультация, на котором тренер определяет физическую готовность ребёнка. Далее — подбирается индивидуальная программа в зависимости его возможностей и запроса родителей», — рассказывает руководитель проекта Альбина Садыкова.
Работа тренера ведется параллельно с сенсорной интеграцией. Методик, которые применяются в школе, множество. Все они разрабатывались опытным путем, на основе собственных наблюдений и полученных результатов, а также благодаря обучению у ведущих российских и мировых специалистов.
Спортивные занятия проходят в трех больших залах. В процессе занятий используются беговые дорожки, тренажёры, шведские стенки, велотренажеры, гироскутеры, ролики и оборудование для сенсорной интеграции и нейроигр.
Все это используется для того, чтобы научить детей с ментальными нарушениями находить баланс, лучше чувствовать и владеть своим телом, а также развивать координацию.
Еще несколько комнат в «Сириусе» – для индивидуальных занятий по сенсорной интеграции. В них ведется ежедневная работа на то, чтобы научить воспитанников правильно обрабатывать информацию, поступающую из внешнего мира и чувствовать свое тело.
Часть 2. Опыт и еще раз опыт
Тут стоит отвлечься и сказать пару слов о руководителе проекта. Альбина Садыкова работает с детьми, которые имеют ментальные нарушения, много лет. За это время она собрала вокруг себя команду единомышленников. Вместе они помогли сотням детей и их родителям. О том, как научить ребенка с аутизмом чему-то новому и важному в обычной жизни, в «Сириусе» знают все.
«Например, к нам приходят дети, которые не умеют прыгать. Как этот навык помогает в обычной жизни? Такому ребёнку будет сложно перепрыгнуть препятствие на дороге (лужу, например). И если такой ребенок еще и не разговаривает, что бывает часто, то обучить его прыжкам, просто сказав ему: «Прыгай» — не получится. Для развития каждого навыка есть определенные этапы. Или такой пример: часто ребята с ментальными расстройствами не умеют слушать и выполнять инструкции, работать в команде. В этом случае детей, с каждым из которых работает индивидуальный тренер, учат взаимодействовать с другим ребенком – напарником», — рассказывает Альбина Садыкова, подчеркивая, что для каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут обучения, согласовывая его с родителями.
Неумение прыгать – это лишь один из наглядных примеров.
В «Сириусе» дети овладевают, как нам может показаться, элементарными навыками: подниматься по лестнице, кататься на велосипеде или гироскутере. Для ребят это огромный результат, а для родителей — огромное облегчение. Потому что в итоге — ребёнок получает возможность качественного провождения досуга.
Часть 3. Результат
В результате своей работы слава об астраханской школе уже давно вышла за пределы области. К нашим специалистам приезжают на занятия дети из других регионов.
Евгения – астраханка и по совместительству мама юного воспитанника «Сириуса». Она особо отмечает результаты работы популярного направления – сенсорной интеграции. Это смесь физкультуры и дефектологии.
«Мой ребенок часто трогал свой нос, гримасничал, бил себя по голове. Это говорит о том, что он не чувствовал боли и «терял» нос. Сын прошел курс занятий, на которых его сенсорно насытили, он научился чувствовать свое тело, воспринимать боль. Теперь прежних проблем нет», — говорит Евгения.
Особым достижением в школе считают то, что в этом году воспитанники сдавали нормы ГТО и даже участвовали в различных соревнованиях.
Кроме физического развития, ребята здорово интегрированы в социальную жизнь общества, что приближает нас всех к инклюзии, где каждый равен, может и достоин! Так, например, воспитанники «Сириуса» несколько раз участвовали в церемонии открытия спортивных матчей СК «Астрахань», выходили на поле на построение перед матчами с футболистами и наносили первый удар по мячу. Что интересно, на брендированных футболках детей была такая фраза, как «Я вижу иначе», а у футболистов «Аутизм — не приговор».
Стоит отметить, что «Сириус» ведет яркую и активную жизнь. Так, например, на праздновании 455-летия г. Астрахани, на Набережной была организована инклюзивная площадка «Сириуса», где дети с особенностями в развитии проходили спортивный квест, получая памятные медали и подарки от партнеров.
Приятно, что со временем на ребят с ментальными нарушениями власти обращают все больше внимания, создают условия для их занятий и досуга. Среди тех, кто поддерживает работу «Сириуса» — администрация города Астрахани, министерство физической культуры и спорта Астраханской области, Центр инноваций социальной сферы, Спортивный клуб «Астрахань», Ассоциация социальных предпринимателей региона и «МДРЦ «Синяя птица».
Фото предоставлены школой адаптивного спорта «Сириус»