Два года назад ВЦИОМ провел опрос россиян и выяснил, что более трети жителей нашей страны воспринимают 1 мая как Международный день солидарности трудящихся, 29% относятся к этому дню как к простому выходному, и еще 25% считают его праздником весны. Однако намерение пройтись в праздничных колоннах выразили лишь 3% опрошенных. Расскажем, какой путь прошел этот массовый праздник в Астрахани от своего появления до наших дней.
Это не нарядная прогулка
С 1918 года в СССР 1 Мая отмечалось как День Интернационала. Идеологическая составляющая праздника была в то время главной. В астраханской газете «Коммунист» в апреле 1926 года напечатаны солидные рекомендации, как отмечать праздник, какие лозунги использовать на демонстрации, даже какую литературу следует использовать, чтобы объяснить трудящимся смысл праздника — в списке произведения Ленина, Плеханова, Историко-революционная хрестоматия, всего 20 источников.
«Празднованию 1 Мая нужно придать строго выдержанный политический характер. Первомайская демонстрация — это не нарядная увеселительная прогулка, этот очередной смотр стальных рядов армии пролетариата, проверка их организованности и готовности Главный лозунг этого дня: «Да здравствует 1 Мая – день мирового пролетарского единства, день боевого призыва к борьбе за коммунизм!»
Парад и Красная присяга
В демонстрации принимали участие трудящиеся, организованные в шесть колонн. Маршрут движения – ул. Полухина, Братская, Советская. Несколько колонн шли по улице Свердловой (именно так напечатано название — Арбуз).
Актуальным было участие физкультурников. В 10 утра после военного парада проходили митинги. Военный парад — традиция Первомая. Во время парада молодые красноармейцы принимали также Красную присягу на верность социалистической Родине.
В далеком 26-м серьезной проблемой стало совпадение 1 мая с Пасхой. И вот что писала газета: «Совпадение 1 Мая с кануном пасхи обязывает организаторов и руководителей первомайского праздника быть особенно осторожными с опасностью внесения в празднество элементов антирелигиозной и антипоповской пропаганды. За первомайским празднеством должно быть сохранено его политическое содержание и значение».
То есть несмотря на другое содержание праздника, от ярой антирелигиозной пропаганды следовало удержаться, ведь среди астраханцев было много верующих людей. Православные храмы начинали крушить не сразу.
Ну, а такое актуально и сегодня: «При проведении празднества необходимо также обращать внимание на сокращение излишней помпезности и максимальное сокращение расходов, связанных с организацией и проведением праздника».
Телефоны и грамота
К этому празднику было принято приурочивать трудовые рекорды и значимые события. В 1926-м, например, это телефонизация области. В том же «Коммунисте» читаем: «На днях устанавливается телефонная связь Астрахань — Красный Яр. На будущей неделе закончится установка связи Астрахань — Оранжерейный промысел — Яндыки. В начале мая будет приступлено (именно так — Арбуз) к устройству телефонной связи Астрахань — Икряное — Камызяк».
В качестве подарка к 1 мая был также выпуск окончивших школу малограмотных. Например, при заводе имени 12 января 1918 года их было около 30 человек.
А в 1933 в это время была неудачная путина, и все лозунги в апреле направлены в основном на активизацию лова: «К 1 мая покрыть недолов!» Или еще такой: «К 1 мая сметать всю нитку!» Это призыв для колхозников, занятых изготовлением рыбацких сетей.
«Чтобы мы могли излить свою радость…»
Спустя почти 100 лет наивным кажется опубликованное в газете письмо кустаря А.К Дудина, члена Горсовета: «У нас, в таком большом городе, и не имеется еще памятника тов. Ленину, чтобы мы могли перед ним излить свою радость. Надеюсь, дорогие товарищи, что в этом 26-м году памятник товарищу Ленину будет построен, чтобы на будущий год мы праздновали уже 1 мая с товарищем Лениным. Его не будет среди нас живым, так пусть будет его памятник».
Но отнюдь не наивно звучат воспоминания о 1 мая, которыми делятся люди, пережившие эти события в 1905 году. Тогда маевки за городом были прикрытием для подготовки революционных выступлений, рабочий люд обсуждал тяжелую жизнь, мечтая взять власть в свои руки. Права всегда отстаиваются в борьбе, и в воспоминаниях рассказывают о полицейских дубинках, увольнениях и тюрьмах. Читать это горько.
Мир, труд май
Первая демонстрация после Великой Отечественной войны состоялась в мае 1946 года.
Послевоенные демонстрации, судя по фото 50-х годов, очень радостные: люди пережили войну, впереди было только счастье.
На праздничном плакате, опубликованном в газете «Волга» в 1967-м году, есть слова о дне международной солидарности трудящихся, но официально Первомай стал называться так с 1972 года.
Демонстрации стали более массовым шествием трудящихся с флагами и транспарантами. Самый известный лозунг того времени: «Мир! Труд! Май!»
Но и идеологически выверенные тоже: «Идем дорогами отцов», «Выполним заветы Ильича», «Нам строить коммунизм, и мы его построим!» Первомайские торжества активно проходят и в районах области.
Фотографии первомайских демонстраций 70-80-х годов ярко передают настроение того времени и содержание праздника.
Например, на этом снимке впереди колонны идут знаменитые астраханские спортсмены: гимнастка Алла Засухина – абсолютная чемпионка СССР 1971 года, чемпионка мира 1973 года в групповых упражнениях и Олимпийский чемпион 1972 года, боксер Борис Кузнецов.
А был ли праздник?
В те годы майские праздники длились два дня, и слово «маевка» существовало не только как фигура речи, это была вполне конкретная вылазка на природу, пикник без всяких революционных лозунгов. С 2004 года майские праздники урезали, 2 мая стал обычным рабочим днем.
А последняя первомайская демонстрация в стране и Астрахани прошла в мае 1991 года. После развала СССР День международной солидарности трудящихся переименовали в Праздник весны и труда. Но в 1992-м 1 мая совсем не был похож на праздник: прошлое было развенчано, а будущее зыбко и неопределенно.
Сегодня майский праздник больше похож на обычный выходной. Кстати, 3 мая в областной библиотеке им. Крупской открывается фотовыставка «Колонны солидарности», которая представит около 100 уникальных фотографий, рассказывающих о праздновании в разные годы Первомая, 7 ноября и Дня победы. Там можно увидеть больше архивных снимков их коллекции краеведа Сергея Степанова и известного фотографа Виталия Лоянича. Часть их снимков и представлена в материале «Арбуза».