«Арбуз» продолжает рассказывать своим читателям о деятельности и перспективах развития крупнейших предприятий Астраханской области. В первой части обзора мы представили некоторые из них. Напомним, что в регионе, согласно официальным данным, насчитывается порядка 40 крупных промпредприятий.
Вторую часть промышленного обзора начнем с астраханской швейной фабрики «Астратекс». В самом начале 2015 года фабрика «Астратекс» расширила производство и переехала в собственное здание площадью 5 000 кв. метров. Тогда была открыта первая очередь производства на новой, собственной, площадке с организацией порядка 200 рабочих мест. Инвестиции в модернизацию составили порядка 120 млн. рублей — это позволило в два раза увеличить производственные мощности предприятия. В настоящее время здесь трудится 130 человек, однако в перспективе планируется увеличить число работников до 400 человек.
Как ни удивительно это может звучать, но здесь шьют куртки известных мировых брендов, таких как Adidas, Forward, Reebok, Bask и других. В 2013 году «Астратекс» запустил две собственные торговые марки — детские пуховики «Arctic Goose» и мужские куртки «HASKA». Средняя оптовая цена астраханских пуховиков — около 4 000 рублей. Предприятие сотрудничает с более чем 120 оптовыми покупателями из разных регионов России, пытаясь по мере возможностей конкурировать с производителями из Китая.
В перспективе «Астратекс» планировал не останавливаться на достигнутых показателях и расширять ассортимент выпускаемой продукции. В частности, речь шла о начале производства школьной формы.
Дела фабрики «Дюна-Аст», известной в разных уголках России и за ее пределами качественной резиновой обувью, шли неплохо до весны 2016 года: модернизировались производственные мощности, было приобретено американское раскроечное оборудование, запущена парогазовая установка для выработки электроэнергии, разработан новый материал — вспененный каучук.
«Дюна-АСТ» — одно из крупнейших предприятий по производству резиновой обуви в России. Именно этого производителя власти Астраханской области регулярно приводят в пример в качестве одного из самых успешных предприятий региона. Ассортимент выпускаемой продукции — это более 200 моделей: сапоги мужские, женские, детские, рабочие и рыбацкие, боты и текстильные туфли, галоши, а также пляжная обувь и рыбацкие полукомбинезоны. Предприятие имеет более 600 потребителей со всех регионов России и СНГ, региональные представительства. Недавно компания открыла оптовый склад в Астане и третий фирменный магазин в Астрахани. Продукция предприятия неоднократно удостаивалась знака «Сто лучших товаров России».
Но в мае существенные коррективы в работу «Дюны-Аст» внес пожар, охвативший склад готовой продукции площадью более 2 тыс. кв. метров. К чести компании, которую многие поспешили «похоронить», уже в конце августа руководство предприятия сообщило о полном восстановлении всех производственных процессов и отгрузок покупателям, поблагодарив их за поддержку в трудный момент.
Если предприятия по производству одежды и обуви чувствуют себя в кризис вполне прилично, то судостроительная отрасль, которая в силу объективных причин обладает меньшей гибкостью и возможностью оперативно подстроиться под экономические реалии, испытывает серьезные трудности.
Проблемы испытывает Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО). По информации источников «Арбуза», завод фактически не имеет заказов, а руководство занимается лишь сдачей в аренду площадей и оборудования некогда успешного предприятия. Заказов не предвидится и в обозримой перспективе, поэтому многие работники могут быть сокращены.
Сложности с получением новых заказов этим предприятием могут быть связаны и с тем, что предыдущие заказы оно не исполняло должным образом. Так, казахстанская компания OMS Shipping, выступившая заказчиком пяти буксиров несколько лет назад, не смогла получить суда в обозначенный срок — весной 2015 года.
Не лучшим образом дела идут и у флагмана регионального судостроения — завода «Красные Баррикады». Еще весной стало известно о том, что «ЛУКОЙЛ» хочет взыскать с предприятия почти 600 млн. рублей за срыв контракта по строительству платформы жилого модуля для месторождения им. Филановского. Затем было объявлено в возможном вхождении «Красных Баррикад» в Объединенную судостроительную корпорацию, однако договориться, вероятно, не получилось, поскольку ОСК отказалось покупать долю в этом предприятии больше, чем за символический 1 рубль, о чем ее глава публично сообщил в СМИ.
Гендиректора «Красных Баррикад» Александра Ильичева тогда пытались обвинить в том, что он «пытается усидеть на двух стульях», желая оставить и долю в компании, и получить деньги от продажи части ее акций ОСК.
Закончилось и вовсе тем, что совсем недавно на руководителей «Красных Баррикад» завели уголовное дело за сокрытие денежных средств — под подозрение попали финансовый директор и первый заместитель директора предприятия. При этом сам Александр Ильичев и главный бухгалтер завода сразу же попали в больницу.
Еще одно предприятие отрасли — судостроительно-судоремонтный завод (ССЗ) имени Ленина, чувствует себя несколько лучше. Власти Астраханской области, как и в случае с любыми другими предприятиями, обещают заводу хорошее будущее и процветание, но реалии не совсем совпадают в позитивным настроем главы региона.
Планы у ССЗ им. Ленина действительно амбициозные. Здесь не раз заявляли о намерении участвовать в различных проектах по импортозамещению, в частности, отдельных деталей для судовых двигателей, которые в данный момент поставляются в Россию из Европы. Есть у завода и возможность самостоятельно строить небольшие речные суда. Но пока все ограничивается лишь ремонтом судов класса «река-море» и судовых двигателей.
Впрочем, заказов у ССЗ им. Ленина немало. В числе его постоянных заказчиков — судоходная компания «АРК», «Палмали», «Волжское пароходство» и другие.
Самой серьезной на сегодняшний день проблемой предприятия заключается в нехватке квалифицированных кадров. Здесь недостает сварщиков и сборщиков судовых корпусов.
Продолжение следует…