Нейрогимнастика, умная гимнастика, гимнастика для мозга — это популярные названия двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, в том числе, расстройства аутистического спектра. Польза его состоит в общем психофизическом развитии, он направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
В связи с этим, была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей «ум-тело», и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Метод образовательной кинезиологии (умная гимнастика) применяется не только для коррекции развития детей с РАС, но и для развития высших психических функций у нормативно развивающихся детей, вплоть до одаренности.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Нейрогимнастика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Цели нейрогимнастики при организации занятий детей с РАС:
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие межполушарных связей
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
С марта 2021 года в Астраханской области на базе АНО «Центр нейропсихологии и внедрения спортивных технологий» реализуется социальный проект «Умная гимнастика для детей с РАС и их родителей» при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. В проекте участвуют 10 семей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра. Диапазон волнующих родителей вопросов достаточно большой. Для кого-то из родителей, это запуск речи у ребенка с РАС; для кого-то из детей существует необходимость социально-бытовой адаптации, систематической физической нагрузки, освоение навыков коммуникации и т.д. Общим ключевым вопросом является подъём высших психических функций соответственно зоны ближайшего развития ребенка.
Дети с РАС, участники проекта, занимаются систематически, на протяжении 8 месяцев, в спокойной и доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. А затем переходят из индивидуальной формы в микрогрупповую, когда нейро упражнения выполняются «по подражание», «по цепочке», «рядом» и «вместе». Совместное действие детей с РАС возникает не сразу, и является самым сложным и важным их достижением. Однако, если такое взаимодействие получается, у детей оно вызывает самые яркие эмоции и общий энергетический подъём, растет мотивация к занятиям. И порой даже, ребята отказываются от индивидуальных занятий, так как возможность действия «вместе» становится для них источником социальной адаптации, общения и развития.
Именно в микрогрупповом формате дети с РАС создают зону развития друг для друга, расширяют её, осваивают новые инструменты коммуникации, умение договариваться (не всегда речью, жестами, звуками, символами). И это самым благотворным образом сказывается на динамике обучения нейрогимнастики: скорость освоения упражнений в микрогруппе значительно выше, чем индивидуально. Такие «приемы» организации нейрогимнастики позволяют пробудить интерес аутичного ребенка к занятиям лечебно-игровым спортом.
В своей работе психологи и педагоги проекта используют комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, разделить их условно можно на три функциональных блока:
Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Приведем примеры упражнений, ходящих в программу нейрогимнастики, которые стоит выполнять при аутизме.
- Марш. Хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым или другим ребенком. Сначала движения ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками.
- Игры с мячом – сначала самые простые (перекатывание мячика вперед и назад), а затем и более сложные («вести» мяч, хлопая по нему ладонью или подбрасывая ногой, ловить и/или отбивать мяч и т. д.). Такие игры способствуют развитию как навыков визуального слежения за объектом, так и моторных навыков. В паре или группе – перебрасывание и перекатывание мяча в определенном синхронном порядке. Действие с мячом по цепочке, забросить мяч в баскетбольное кольцо и передать мяч партнеру и т.д.
- Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках умной гимнастики. Ребенку с РАС гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летит как самолет», «прыгаю как лягушка», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.;
- Ползание в туннеле – любое всеми участниками проекта действие. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро. Можно проползать с препятствиями, или с предметом в руке. А можно выполнять ответственной задание – нести часть «тайной» пиктограммы, чтобы получить целую картину, из всех принесённых группой частей и т.п.
- В занятия физкультурой для детей с аутизмом полезно включать упражнения на развитие чувства равновесия – сначала прохождения по тонкой линии, нарисованной на полу, а затем и к балансированию на специальных качелях. Перед началом упражнений необходимо определить, как долго ребенок может неподвижно простоять, закрыв глаза и не теряя равновесия – такой тест позволит понять, с какой интенсивностью нужно будет заниматься развитием чувства равновесия.
В программу нейрогимнастики включена методика Ф. Бильгоу, представляющая собой тренинг мозжечковой стимуляции с использованием оборудования Balametrics, которая является наиболее эффективной для детей, имеющих трудности в обучении, коммуникации. Эти упражнения увлекают ребенка своей динамичностью и не вызывают страха неудачи. Основным преимуществом метода является полная безопасность. Занятия напоминают лечебную физкультуру. Ребенок стоит на балансировочной доске, выполняя комплекс упражнений с использованием дополнительного оборудования (доска обратной связи, мишени, мяч-маятник, сенсорные мешочки и тд). Уровень сложности упражнений постепенно повышается.
Методика полезна при таких нарушениях как:
- моторная неловкость, общее недоразвитие мелкой моторики;
- нарушение координации движений;
- трудности в усвоении школьной программы;
- быстрая возбудимость и утомляемость;
- плохая память, трудности в концентрации внимания;
- частые перепады настроения;
- импульсивность, сложности самоконтроля.
- Эффективно развить крупную моторику и навык упорядочивания действий помогают упражнения для детей-аутистов с использованием полосы препятствий. Изначально такая полоса состоять из одного препятствия, которое ребенок должен преодолеть в рамках кросса, а в дальнейшем количество препятствий увеличивается. Задействованы предметы для лазания, скакалки, нейроскакалки (способствуют межполушарному взаимодействию), ходьба по тонкой линии, перекатывания, «лягушачьи» прыжки, «крабовые» движения и т. д. Наисложнейшим упражнением для детей с РАС является игра в бадминтон и теннис в паре, так как наряду с ловкостью движений, нужна ориентировка на партнера в игре, синхронность действий. И тем не менее, часть детей 11-12 лет, участников проекта смогли в процессе тренировок концентрироваться на парной игре в течении нескольких минут, что доставляет им массу эмоционального удовольствия!!!
Таким образом, специфическими преимуществами нейрогимнастики при аутизме являются такие функции как, развитие способности к имитации (подражанию), способность следовать инструкции, формирование навыков произвольной регуляции движений своего тела, воспитание коммуникативных навыков и способности взаимодействовать внутри группы сверстников.
Кроме того, с помощью правильно подобранной программы нейрогимнастики можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи. Главными помощниками в этом деле являются родители, которые наряду со своими детьми также осваивают нейроупражнения, легко воспроизводимые в домашних условиях.