Мы уже давно привыкли к регулярным обещаниям поднять астраханскую промышленность с колен и запустить какое-нибудь производство. Инвесторы еще с деньгами и местом не определились, а уже СМИ выходят с заголовками «под Астраханью появится то», «под Астраханью появится это». Мы даже рубрику специально завели, где вспоминаем, что у нас тут планировалось.
Поэтому ситуация, когда к запуску уже вовсю готовятся, но при этом вокруг тишина, нас крайне удивила. Речь о втором заводе по добыче газового конденсата — на этот раз на правом берегу Волги, со стороны города Нариманов. В октябре мы совершенно случайно узнали, что в 2024-2028 годах там собрались бурить около 30 эксплуатационных скважин – проще говоря, начать активную добычу газа. А что говорят об этом проекте? Да практически ничего.
Что ж, раз хотя бы на вопрос «когда?» ответ есть, по всем правилам остались еще два – «где?» и «что?». Нам пришлось глубоко вникнуть в эту тему, но ответы все-таки удалось найти. Однако сначала вспомним, что это вообще за проект и откуда мы узнали про дату.
Когда?
Вся эта история началась еще году в 2015, когда стало известно, что «Астраханскую нефтегазовую компанию», которой изначально владело региональное правительство, выкупил один из российских химических гигантов – корпорация «Еврохим». Главный актив «АНГК» — лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых на правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. Напомним, левобережную часть под поселком Аксарайский давно и весьма успешно разрабатывает «Газпром».
Причина продажи ясна: добыча газа требует огромных инвестиций, которые областной бюджет при всем желании бы не потянул. Но вот зачем «Еврохим» решил так вложиться в астраханские недра, до конца понятно не было. Впрочем, это другой вопрос, так что с ответом на него пока подождите.
Для астраханцев, надо сказать, название «Еврохим» мало о чем говорит, и такого трепета как «Лукойл» или «Газпром» не вызывает. Между тем это один из ведущих производителей минеральных удобрений в мире. Компания с огромными ресурсами. О приходе такого гиганта, казалось бы, должны упоминать при каждом удобном случае. Но нет – все обходится релизами раз в году, что все в порядке, разведка ведется, газ уже нашли, больше ничего не скажем.
Последние новости, которые мы слышали об этом проекте, касались разведочной скважины. «Еврохим» сообщил, что в 2020 году успешно забурился в астраханскую степь на глубину 4,2 километра и получил там газ. А теперь собирается пробурить еще несколько разведочных скважин, чтобы дополнить информацию о недрах.
В октябре мы заметили, что «Астраханская нефтегазовая компания» открыла вакансию директора по бурению. И в ее описании планы как на ладони: две разведочные газовые скважины в 2023-2024 годах и около 30 уже эксплуатационных скважин с 2024 по 2028 год. Вакансия была размещена с официальной страницы «Еврохима» на hh.ru, так что о подделке не могло идти и речи.
К тому же, о том, что затягивать не будут, прямо говорит и лицензия на разведку и добычу полезных ископаемых. Документ АСТ 16480 НР, выданный «Астраханской нефтегазовой компании», действует до конца 2025 года. И добычу надо начать до этого времени. Вложить столько денег в разведку и потерять лицензию было бы совсем странно. Поэтому все говорит о том, что в ближайшие пару-тройку лет добыча газа все-таки начнется. По крайней мере, начать ее очень постараются.
Где?
Но правый берег Волги – понятие очень растяжимое. Где вообще эти скважины? Особенно этот вопрос, наверное, волнует жителей Нариманова, которые и так постоянно жалуются на ветер с АГПЗ, расположенного буквально через Волгу от них. Открытым текстом про расположение скважин «Еврохима» нигде не говорилось, но найти, как минимум, одну из них, все-таки удалось.
Помогла в этом публичная кадастровая карта Росреестра, на которой среди кучи сельхозземель вокруг села Замьяны выделялись несколько участков промышленного назначения. Описание подтвердило: использует их уже знакомая нам «Астраханская нефтегазовая компания». По кадастровому номеру нашлось и распоряжение правительства Астраханской области от 12 марта 2020-го, которое три участка (один площадью 30 тысяч квадратных метров и два по 15 тысяч квадратных метров) на основании ходатайства этой компании перевело в статус промышленных.
Самое интересное здесь то, как выглядит самый крупный из участков на Гугл.Картах. Куча техники, накатанная дорога и что-то высокое, торчащее из земли. Видеть все это можно на иллюстрации к тексту. Впрочем, даже гадать не нужно, что там такое: в открытом доступе есть документы 2019 года о планах разместить на этом участке разведочную скважину №2-р. Интересно, что на Яндекс.Картах, где пока старые спутниковые снимки, в этом месте голая степь и даже дороги никакой еще нет.
Находится это место в паре километров от села Замьяны и почти в 60 километрах от Астрахани. То есть, примерно на том же расстоянии, что и скважины «Газпрома», только те от Астрахани к северу, а эта к северо-западу.
Что?
И, наконец, последний вопрос нашей викторины: что вообще собой представляет этот проект и зачем он «Еврохиму». Очевидный ответ «чтобы добывать газ» не раскрывает всей полноты картины. Сырье, добываемое на Астраханском газоконденсатном месторождении, довольно сложное для использования. Оно содержит очень высокое количество ядовитого сероводорода – его там 26%. Из-за этого тот же завод «Газпрома» изначально строили вообще для производства серы из сероводорода. И только высокие мировые цены на топливо привели к тому, что акцент теперь делают на газе, а также производимых из конденсата бензине и дизельном топливе.
Таким образом, просто качать газ из скважины в трубопровод у «Еврохима» не выйдет – его нужно будет перерабатывать. Впрочем, эксперты не исключают, что именно сера как раз и есть основная цель разработки месторождения. И эта версия смотрится вполне логично, с учетом ряда обстоятельств.
«Для «Еврохима» освоение правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения может представлять интерес с точки зрения получения серы, необходимой ему в производстве минеральных удобрений и ухода от зависимости от «Газпрома» (недаром же входящий в «Еврохим» завод «Новомосковский «Азот» в 2018 году приступил к изготовлению карбамида с добавлением серы). Дело в том, что на сегодняшний день «Газпром» является монополистом по выпуску и продаже серы на российском рынке (у него ее производят два предприятия, одно в Астраханской области, другое — в Оренбургской). Подобная ситуация не самая лучшая, достаточно вспомнить, что в 2013 году «Еврохим» жаловался в Федеральную антимонопольную службу на завышение «Газпромом» цен на серу», — пояснил «Арбузу» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
В общем, все говорит о том, что где-то рядом со скважинами может появиться и газоперерабатывающий завод. Правда, по словам эксперта, если он и будет, то масштабом все-таки поменьше чем тот, который принадлежит «Газпрому». У «Еврохима» и без того достаточно проектов, которым нужно стабильное финансирование. Например, компания параллельно занимается разведкой и добычей калийных солей в Саратовской области.
При этом даже если основной целью и является сера, это не значит, что «ЕвроХиму» не нужен свой газ. Он является важным сырьем для химической промышленности, и наличие своего разрабатываемого месторождения позволит меньше зависеть от ситуации на рынке природных ресурсов.
Точку зрения самого «ЕвроХима» нам узнать не удалось: на отправленные по электронной почте вопросы нам так и не ответили. Молчит и e-mail, указанный на сайте «Астраханской нефтегазовой компании». Поэтому пока о строительстве газоперерабатывающего завода мы можем только предполагать. По логике он должен быть, теоретически — возможны варианты, хотя и менее вероятные: от переработки на мощностях «Газпрома» (хотя там и так число своих скважин увеличивают) до строительства завода в другом регионе с отправкой сырья туда.
Также нам не удалось узнать ответ на вопрос, который наверняка волнует жителей Замьян: каким будет размер санитарно-защитной зоны, если переработкой все-таки займутся в окрестностях села.
В общем, остается только наблюдать за дальнейшим развитием этого проекта и ждать новых подробностей. По всем законам жанра, раз о нем не шумят со всех сторон — значит слишком заняты воплощением его в жизнь.