Грандиозная премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» состоялась на территории Астраханского кремля 9 сентября. Это событие можно по праву назвать главным в театральной жизни Астраханской области, ведь проведение подобного классического оперного спектакля не в стенах театра — это сложнейшая задача для исполнителей, постановщиков, декораторов и всех тех, кто принимал участие в создании такого грандиозного действа под открытым небом.
Стоит отметить, что это уже третья постановка в формате open-air, проходящая в Астраханском кремле. До этого в Астрахани уже были поставлены две оперы: «Борис Годунов» (М. Мусоргский) и «Князь Игорь» (А. Бородин).
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — легенда о чудесном исчезновении Китежа, не сдавшегося врагу, и верной, любящей, готовой на самопожертвование девушке Февронии. Ее еще называют «Русской Атлантидой», духовным посланием, поражающим философской глубиной и величием.
Главные оперные партии исполнили ведущие солисты Астраханского театра оперы и балета: Февронию – Елена Разгуляева, княжича Всеволода Юрьевича – Иван Михайлов, Гришки – Алексей Михайлов. Партию князя Юрия Всеволодовича исполнил приглашенный солист из Большого театра, заслуженный артист РФ Петр Мигунов. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Воронин, режиссер-постановщик – Константин Балакин, сценография – Елена Вершинина, хормейстер-постановщик Галина Дунчева.
Как отметил Валерий Воронин, это вершина творчества Римского-Корсакова, его послание потомкам. «Опера довольно сложная, но музыка выстроена блестяще. Жаль, что ее довольно редко исполняют как в России, так и за рубежом», — сказал он.
На подготовку спектакля ушло три месяца. За это время для каждого из 250 артистов создали индивидуальный костюм, подготовили реквизиты и декорации. Было задействовано около 300 киловатт мощностей, около 100 радиомикрофонов, четыре фуры оборудования. Кремль на какое-то время превратился в одну большую сценическую площадку. Гульбище, колокольная звонница Успенского Собора и Лобное место помогли и артистам, и зрителям перенестись в XIII век, белокаменные стены кремля стали театральными кулисами всего действа.
Билеты на премьеру были почти сразу же распроданы, причем порядка 700 человек прибыли в наш город из других регионов, чтобы воочию увидеть необычное действо. Также Астрахань посетили ведущие российские и зарубежные критики и театральные деятели.
На реализацию постановки Астраханский театр оперы и балета получил федеральный грант в размере 10 млн. рублей.