Пробки – это бич многих современных городов. Автомобилей все больше, дороги перегружены и скоро львиную долю своего времени, а то и жизни, многие будут проводить именно там — на дорогах и в дороге. Но пробки доставляли проблемы и тем, кто жил задолго до появления на свет автомобиля. Астрахань исключением не была.
XIX век, Кремль, центр Астрахани. Крики людей, шум с воды… Астрахань не случайно сравнивают с Венецией. «Прорезанную» несколькими реками, ее называют «городом на 11 островах». И один из рукавов Волги — Кутум, омывающий Кремль, был когда-то полноводным и судоходным. По нему рыбаки доходили до самых низовий, что сотнями протоков соединяются с Каспийским морем. Кутум был и главной торговой артерией Астрахани. Берег на несколько километров вглубь часто забивался рыболовецкими судами. Здесь же шла бойкая торговля свежевыловленным товаром.
Количество рыболовецких судов, лодок, пароходов, было порой очень внушительным. Артерия буквально пульсировала судами. А самые настоящие пробки здесь были в непогоду, когда каждая мелкая «посудина» норовила укрыться в затишье. В 19 веке, в момент пика загруженности Кутума самым разным водным транспортом, в Астрахани вели деятельность порядка 500 пароходных компаний, созданных предпринимателями из Европы — англичанами, французами, немцами.
Сейчас же Кутум — это просто «тихая гавань» для прогулок и историческая часть города. Какие-либо плавательные теперь в этом канале можно увидеть крайне редко. В начале 2000-х годов один из бизнесменов пробовал организовать перевозки пассажиров по Кутуму по аналогии с маршрутками, однако эта идея успеха не имела.