Управляющий банком «Открытие» в Астраханской области Олег Мокраусов ответил на вопросы астраханцев

Бизнес-лидер банка «Открытие» в Астраханской области Олег Мокраусов ответил на вопросы читателей сайта «Арбуз», которые поступили в редакцию с 24 по 30 ноября. Представляем их вашему вниманию.

Что вы предприняли, чтобы работать в пандемию?

Как только было объявлено о том, что пандемия пришла и в Россию, мы перевели на удаленный режим работы всех сотрудников, которых возможно было перевести. Этот процесс у нас шел в конце марта-начале апреля. В Астрахани оба офиса банка (на ул. Наташи Качуевской д.7-9 и в БЦ «Кристалл») работали в дежурном режиме. Затем, мы, постепенно, стали возвращаться к обычной работе, сначала, по сокращенному графику, а, позже, и в полном формате. При этом, во всех офисах были приняты меры по предупреждению распространения инфекции: нанесена ограничительная разметка и обеспечивается дистанцирование клиентов и сотрудников, установлены стойки-дозаторы с дезинфицирующей жидкостью для обработки рук и смонтированы рециркуляторы-дезинфекторы воздуха, проводится регулярное измерение температуры сотрудников, регулярная дезинфекционная обработка помещений офисов. Все сотрудники находятся в масках и перчатках. Соблюдая эти меры, мы продолжаем работать и сейчас. Хочу отметить, что банк моментально отреагировал на меняющуюся обстановку и буквально за несколько дней обеспечил все работающие отделения мерами защиты. Может это прозвучит немного самонадеянно, но, я бы сказал, что в банке риск заразиться коронавирусом существенно ниже чем во многих других обслуживающих население организациях. Безопасность клиентов и сотрудников – это наш безусловный и базовый приоритет. Во-многом, благодаря этим мерам ни один из офисов не закрывался на карантин. Но, в тоже время, хотел бы напомнить, что это, все-таки, обоюдный процесс. Если клиент не будет соблюдать меры предосторожности, то он подвергает риску и себя и сотрудников банка. Поэтому отдельно хочу сказать спасибо тем клиентам и посетителям наших офисов, которые заходят во внутрь уже с маской на лице и соблюдают дистанцию.

На фоне пандемии, всех политических, экономических ситуаций, насколько безопасно открывать вклады в банках. Не повторится ли ситуация из 90-х, когда мы проснулись, а денег нет?

Не нужно сравнивать ситуацию с 90-ми и сейчас. Это две совершенно разные страны. И внешняя, и внутренняя конъюнктура различаются кардинально. Тогда произошла девальвация рубля и обесценились все деньги — и те, что были на вкладах, и те, что хранили дома люди.

Сейчас экономика России гораздо прочнее. И какой-то речи о девальвации не идет. В начале года на уровне слухов появились разговоры о возможной деноминации, но глава ЦБ Эльвира Набиулина почти сразу заявила, что ничего подобного не планируется. При этом даже если допустить, что деноминацию решат все-таки проводить, то тут ничего страшного для жителей страны не будет. Ну уйдут один или несколько ноликов из номиналов денег, как это помешает? А вот для банков возникли бы трудности с организационными вопросами и это повлекло бы затраты ЦБ на процедуру перепечатывания денег.

Подскажите, в такое нестабильное время в какой валюте лучше открыть вклад — в рублях, евро или долларах? И у какой валюты процентная ставка по вкладу выше?

Прежде всего, тут нужно пояснить, что вклад – это инструмент сбережения денег, а не инструмент заработка. Деньги всегда лучше всего хранить в той валюте, которую вы хорошо понимаете. Если ваша зарплата в рублях, то и вклад имеет смысл открывать в рублях. Сейчас у нас есть возможность открывать вклады от 91 дня до 730 дней, со ставкой от 3,43% до 6,75%. Ставки по валютным вкладам значительно ниже рублевых. Но если ваша зарплата в валюте, то даже при низких ставках валютных вкладов их лучше держать на депозите, чем в виде наличных — так сохраннее. Разумеется, у нас подавляющее большинство клиентов получают зарплату в отечественной валюте – рублях. В этом случае я бы не рекомендовал обращать внимание на валютные вклады – слишком низка доходность.

В тоже время мы видим, как растет популярность у инвестиционных продуктов. Их выбор сейчас очень большой. И хотя эти инструменты считаются более рискованным способом вложения денег, сейчас есть варианты, где рисков практически не существует. При этом доходность от инвестиционных продуктов выше чем от традиционных вкладов. Я думаю, что с ростом финансовой грамотности населения, инвестиционные продукты будут обретать все бОльшую популярность.

Когда лопнет ипотечный пузырь? Рост задолженности при снижении доходов заемщиков это классическая ситуация отложенного коллапса

Мы в банке ежемесячно мониторим поведение ипотечного портфеля и считаем, что «пузыря» нет. Ипотечная закредитованность россиян существенно ниже, чем в развитых западных странах. Во втором квартале, когда началась всеобщая самоизоляция, был небольшой рост просрочки, но сейчас картина не отличается от первого квартала 2020 года. Во всем банке просрочено не более 0,5% и по количеству выданных кредитов и по объему. Это очень низкий показатель. А с учетом роста цен на жилье, риска в этом портфеле, можно сказать, нет.

Я из разных мест слышу, что сейчас самое удачное время для того, чтобы взять ипотеку, но не понимаю, почему время называется удачным? В моем окружении из-за пандемии жизнь людей только стала хуже. Как можно в таких условиях даже думать об ипотеке?

Безусловно, пандемия очень сильно изменила уклад жизни и повлияла на переосмысление многих вещей. В первую очередь на отношение к здоровью, во вторую – к финансам. Когда говорят, что сейчас лучшее время для ипотеки, то имеются ввиду условия, на которых выдается ипотечный кредит. В частности, сейчас работает «Госпрограмма 2020», которая является одним из важнейших факторов поддержки ипотечного рынка и спроса клиентов. Мы принимаем заявки и кредитуем по программе с гос. поддержкой под 5,99%. А летом мы в банке даже упростили условия получения такой ипотеки. С июня появилась возможность оформить кредит с первоначальным взносом 15% без надбавки по процентной ставке. Еще и по упрощенной схеме всего по двум документам. Как правило это паспорт и СНИЛС заемщика.

Также у нас действуют программы государственного субсидирования ипотеки: для семей, в которых с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года родится второй или последующий ребенок по программе «Семейная ипотека» действует ставка от 4,7% годовых. С недавних пор возможности этой программы были расширены и теперь семьи с детьми могут не только приобрести жилье на льготных условиях, но и рефинансировать ранее оформленные на общих условиях кредиты по ставке 4,7%.

Это, действительно, выгодные условия, которых прежде не было. Вы абсолютно правы, говоря о том, что пандемия, задела множество людей. И среди них конечно есть те, кто отказался от оформления ипотеки. Но если вы посмотрите на наши показатели, то увидите, что число выданных ипотечных кредитов сильно растет.

Ипотека — это долгосрочный и ответственный шаг, и чтобы его совершить нужно несколько раз все хорошенько обдумать и взвесить. Сейчас ипотеку берет очень много тех клиентов, которые сомневались, но решились на этот шаг именно благодаря низким ставкам.

Добрый вечер. Хочу открыть пенсионную карту в вашем банке. Какие преимущества в банке «Открытие» я получу по сравнению, например, со Сбером? Необходимо ли ездить в Пенсионный фонд для регистрации карты.

Да, это один из наших продуктов. С 1 января 2021 года в соответствии с законом «О национальной платежной системе» пенсия будет зачисляться только на карты национальной платежной системы «Мир». Получить ее очень просто – помимо традиционного визита в офис, можно оставить заявку онлайн или по телефону. Наш сотрудник привезет карту по заданному адресу. Карта может быть как именной, так и моментальной (выдается сразу же, но по истечении срока перестает работать; ее нельзя продлить и нужно получать новую). В любом случае, карта выпускается и обслуживается бесплатно. Она позволяет снимать наличные без комиссии в банкоматах абсолютно любых банков на территории России. Также, не взимается комиссия за уведомления и оплату товаров и услуг. В качестве кэшбэка 3% от суммы покупок в аптеках будет возвращаться назад каждый месяц. Еще можно получать до 4% доход на остаток. Более подробную информацию можно получить у нас в офисе или по телефону горячей линии 8 (800) 444-44-00.

Что касается посещения пенсионного фонда, то данная структура должна знать данные счета карты, на который следует перечислять деньги. Эти данные можно передать как через личное посещение ПФР, так и через сайт ПФР, а, также, через МФЦ и портал гос. услуг.

Еще хочу обратить внимание, что с 1 января 2021 года, а это уже через месяц, абсолютно все банки страны по закону не смогут зачислить пенсионные средства, на карты международных платежных систем — Visa или MasterCard. Во избежание сложностей я бы рекомендовал уже сейчас заранее оформить карту «Мир».

Что делать, если звонит «служба безопасности банка»?

Полагаю, это вопрос о противодействии мошенникам. Сейчас уже многие знают, что если на телефон поступает звонок от так называемой «службы безопасности банка», то скорее всего это звонит мошенник. Главная цель звонящего выведать у абонента персональные данные. Используя методы социальной инженерии, мошенник способен втереться в доверие и убедить абонента в том, что его средства под угрозой. Жертва сама не замечает, как добровольно расстается со своими деньгами.

Самый простой и правильный вариант – просто не разговаривать. Независимо от того, какой номер определился, сразу кладите трубку и самостоятельно перезванивайте в колл-центр банка. Но только набирайте его вручную, а не перезванивайте по определившемуся номеру звонившего. В колл-центре вы получите достаточно информации о том, есть проблема или нет. В 99,9% случаев проблем нет бывает.

Если же вы по какой-то причине стали общаться со звонящим – ни в коем случае не сообщайте ему никакие из своих данных: ни имя, ни фамилию ни, тем более, данные банковских карт. Нельзя говорить даже то, в каком банке у вас карта. Любое раскрытие информации о себе приближает вас к потере денег. Важно помнить, что у мошенника ничего не получится сделать до тех пор, пока вы ему не поможете.

Вы работали в «Сбербанке», если не ошибаюсь. Чем «Открытие» отличается от «Сбера» и других банков?

Действительно, Вы правы, я 16 лет проработал в Сбербанке, пройдя очень хорошую школу. Но, в 2011 году принял предложение возглавить офис в Астрахани другого коммерческого банка. Так оказался в «Открытии».

По моим ощущениям «Открытие» от Сбера существенно отличается двумя основными моментами:

1. Более трепетным уважительным отношением к своим сотрудникам, в том числе, работающим в региональных офисах. Такого я не встречал нигде раньше. Сначала меня это сильно удивляло – неужели, действительно, так бывает, что тебя уважают, с твоим мнением считаются, тобой реально дорожат? Даже руководители очень высокого статуса, вплоть до президента банка. Оказалось, да. Бывает. Не случайно основными ценностями банка являются доверие и забота.

2. Большей реальной клиентоориентированностью. Ряд банков, в наше время, к сожалению, существенно продвинувшись в развитии цифровых технологий, дистанционных сервисов, за всем этим, порой, не видят клиента, конкретного человека, — его потребности, его удовлетворенности, а, видят только, его деньги.

Наш банк, к счастью, на мой взгляд, смог удачно совместить развитие современных технологий, которые, без сомнения, приносят огромную пользу и удобство клиентам, с умением видеть, за всем этим, конкретного человека. Это – очень важно в наш век цифровизации.

2 декабря 2020, 13:27

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей