Почему в апреле из Астрахани могут пропасть автобусы?

Разбор ситуации в «АстраханьПассажирТранс»

ОсновноеТранспорт

Фото: Станислав Богомолов / fotobus.msk.ru

В апреле автобусы большой вместимости на астраханских дорогах, вполне возможно, будут появляться реже. Ведь их основной владелец — предприятие «АстраханьПассажирТранс» — может завершить свое существование. На его базе будет создана уже другая компания, — сообщил «Арбузу» собственный источник.

Уже 20 марта у предприятия истекает срок разрешений на все маршруты. И, если очередной конкурс не будет проведен в срок, перевозки по ним могут остановиться. По изначальным планам конкурсы должны были быть проведены еще в начале марта, однако маршрутные карты до сих пор не получены. Хотя шанс есть: по неофициальным данным, горадминистрация делает все, чтобы документы были сделаны в срок.

Но на этом проблемы, к сожалению, не заканчиваются. После 20 апреля, как утверждает источник, компания может прекратить свою работу, и на ее основе будет создано новое предприятие, которое сдаст полученные маршруты в аренду. Почему перевозчик с многолетней историей (АПАП-4, на базе которого он был организован, создали аж в 1989 году), может кануть в лету, и не приведет ли это к транспортному коллапсу — пытался разобраться наш корреспондент.

19, 23, 25, 30, 31, — эти автобусные маршруты уже давно стали транспортными «венами» для многих астраханцев. Они связывают несколько районов областного центра и играют важную роль в перевозках жителей 50-тысячного микрорайона Бабаевского. Из-за такого большого охвата маршруты даже кажутся перспективными, но не все так радужно.

Реальная стоимость проезда, рассчитанная Службой по тарифам Астраханской области, в автобусах ОАО «АстраханьПассажирТранс» составляет около 32 рублей. При этом цена за билет – лишь 20. Раньше разницу закрывали дотации из областного бюджета, но с начала 2016 года их выделять перестали, сославшись на «существующие экономические условия».

Итог оказался закономерным. В итоге перевозчик задолжал более 25 млн рублей только за топливо, после чего в ноябре 2016 года в отношении него по решению Арбитражного суда была начата процедура банкротства.

Летом в салонах автобусов как крик о помощи появилось объявление «Сдается место под рекламу, цена – 500 рублей в месяц». Позже рядом оказались несколько криво висящих листков с текстом «Ломбард предлагает вам…». Но тщетность робких усилий была очевидна. С мая работникам стали задерживать зарплату, в результате чего они были вынуждены обратиться в прокуратуру. Что, кстати, подействовало — с тех пор деньги платили без опозданий. Но от причин финансовых проблем избавиться не помогло.

О перспективах предприятия красноречиво говорят уведомления о сокращении работников. Там написано «…в связи с окончанием действия маршрутных карт предприятие останавливает свою работу…», — утверждает наш источник. Он подчеркивает, что многие работники компании подписали бумаги «не иметь претензий», и за период с 20 марта по 20 апреля получат свой «свинцовый парашют» в размере МРОТ.

Поток увольнений особенно возрос после получения январской зарплаты, — рассказал «Арбузу» бывший работник предприятия. С 25 февраля из «АстраханьПассажирТранса» ушло более 10 человек, в том числе и 5 водителей. Несколько из них взяли кредиты, и пересели на маршрутки. Вот только кондукторам идти некуда. «Видимо, только торговля», печально вздыхают борцы с зайцами. Во вновь создаваемое предприятие их не зовут.

В настоящее время на линию в день выходит около 30 автобусов, хотя еще несколько лет назад их было 80, а в парке находилось и вовсе 120. Сейчас большая часть этого богатства простаивает на задворках парка. Машины можно реанимировать, считают сотрудники, но для этого нужно как-то решить проблемы со слесарями и наличием запчастей.

Средний «билетный план» на будний день у 25 и 30 маршрутов – 740 билетов. В выходные — на сотню-две меньше. Таким образом, ежедневная выручка составляет около 15 тысяч рублей в день. Но остальные маршруты далеко не так популярны, и приносят лишь убытки.

По данным источника, проблемы предприятия сейчас планируют решать радикально. Компания, по задумке, перейдет в новую форму собственности — с новыми учредителями. И вполне возможно, что нынешние «ЛиАЗы» заменят «Газели» и двухдверные автобусы МАЗ. При этом на загруженных участках их понадобится гораздо больше: так, только на 25 маршрут хотят пустить около 60 «Газелей».

Кстати, ранее считался возможным и другой вариант развития событий: после закрытия «АстраханьПассажирТранса» маршруты предлагали отдать в руки индивидуальных предпринимателей. Которых, в качестве эксперимента, собирались начать выпускать на линию уже в начале года. Но в итоге передумали.

Каким бы не был исход борьбы за выживание «АстраханьПассажирТранса», определенным остается лишь одно – пострадают люди. Это и невостребованные сотрудники, и, вероятно, обычные пассажиры. Ведь обстановка на астраханских дорогах доказывает – понятие «эффективный менеджмент» в сфере общественного транспорта сейчас просто не существует.

Официальный комментарий министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области о сложившейся ситуации можно прочитать в нашем материале по ссылке.

14 марта 2017, 07:48

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей