По следам астраханского трамвая. Часть 5

Тот самый «А»

0ОсновноеТранспорт

Фото: Александр Туленков / transphoto.ru

По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 3
По следам астраханского трамвая. Часть 4

«Арбуз» завершает исторический экскурс в трамвайное прошлое нашего города. Сегодня мы вспомним, пожалуй, самый символичный для Астрахани трамвайный маршрут — «А», круговой. Он был закрыт самым первым, т.к. его линия проходила через центр и с приходом в 2004 году мэра Астрахани Сергея Боженова, быстро выяснилось, что виновник плохого состояния астраханского Кремля — именно трамвай. К тому же было заявлено о сильном вреде блуждающих токов, создающихся из-за курсирования вагонов по тогда еще улице Желябова.

Официальное закрытие линии в центре датируется 18 августа 2005 года, хотя фактически движение по Желябова было временно прекращено еще в июне того же года ввиду критически плохого состояния путей и отсутствия средств для их ремонта. Было решено, и небезосновательно, что «убитые» пути угрожают безопасности дорожного движения — сходы с рельсов вагонов были в Астрахани на тот момент вполне привычным делом.

После ликвидации «кругового», рельсы пролежат на отдельных участках его маршрута еще несколько лет — уберут их далеко не сразу. Например, улица Желябова, которая уже была переименована в Адмиралтейскую, какой-то период времени могла служить отличной декорацией для съемок какого-либо фильма ужасов: трамвайные рельсы в никуда, обрывки контактной сети, разбитый бывший завод им. Урицкого, на фоне мрачного весеннего неба. Отдельные фрагменты путей, впрочем, сохранились и сейчас, двенадцать лет спустя. Их можно увидеть на улицах Крупской, на перекрестке Бэра и Плещеева.

Владислав Прудников / transphoto.ru, остатки линии на Фиолетова, 2007 год

Владислав Прудников / transphoto.ru, остатки линии на Желябова, 2007 год

Маршрут «А» не имел конечной и начальной точки, поскольку был круговым. Диспетчерская у вагонов была на Татар-Базаре. От этого места и начнем свое путешествие. Итак, вагон отправлялся от Татар-Базара в сторону улицы Плещеева (курсировали круговые в обоих направлениях, мы выбрали вариант против часовой стрелки — прим. ред.).

Трамвайно-троллейбусный парк, 1991 год

Александр Туленков / transphoto.ru, 1991 год, Татар-Базар

Фото: Yury LRTA, улица Плещеева, 2003 год

Улица Свердлова, Большие Исады, 2003 год

Выехав на улицу Волжскую, вагон сворачивал затем на Плещеева, двигаясь в сторону Больших Исад вместе с трамваями маршрута № 4. Пробравшись сквозь главный городской рынок, трамвай «А» выезжал к крупнейшим транспортным узлам города — сначала на Площадь Карла Маркса, затем к железнодорожному вокзалу, после которого были Селенские Исады и детский мир. Затем, по улице Желябова, Свердлова, Фиолетова и снова Желябова приезжал на Татар-Базар.

Остановка «Цирк», 2003 год

Улица Анри Барбюса, 2003 год

Улица Анри Барбюса, 2003 год

Улица Желябова (Адмиралтейская), 2003 год

Улица Фиолетова, 2003 год

Таким образом, «А», помимо того, что давал прекрасную возможность совершить обзорную экскурсию по Астрахани, связывал воедино все главные городские рынки. Вся поездка по кругу в одну из сторон занимала порядка одного часа.

Фото: Владислав Прудников. Остатки трамвайной линии в центре. 2007 год

Фото: Григорий Санжаровский, 2007 год

После ликвидации кругового трамвайного маршрута городские власти попытались заменить «А» круговыми автобусами «АстраханьПассажирТранса» под номерами К1 и К2. Автобусы частично повторяли маршрут трамвая и даже охватывали новые районы, до которых рельсовый транспорт так и не добрался — район улиц Куликова, Софьи Перовской, Третий Юго-Восток, Николая Островского. Однако охватить некоторые улицы, например, улицы Плещеева, Волжскую или Крупской они не могли — проехать там мог только трамвай, ведь нормальных дорог не было. Кстати, именно по улице Плещеева в 2006 году «прокатился» по городу бывший на тот момент министром экономического развития России Герман Греф в сопровождении мэра города Сергея Боженова и губернатора Александра Жилкина.

Фото: astratransport.ru, Сергей Боженов, Александр Жилкин и Герман Греф в астраханском трамвае, весна 2006 года

Фото: Артем Дмитриев / fotobus.msk.ru, круговой автобус К2, так и не ставший полноценной заменой трамваю, 2013 год

Отметим, что заменившие трамвай круговые маршруты автобусов популярности у пассажиров так и не снискали, как и все остальные автобусы, призванные в свое время заменять закрытые трамвайные маршруты (3Т, 4Т — прим. ред.). «АстраханьПассажирТранс» постепенно сокращал количество выпускаемого на них подвижного состава, а несколько лет назад кольцевые маршруты и вовсе были ликвидированы из-за нерентабельности.

Как видим, городским властям так и не удалось полноценно заменить трамвайные маршруты, которые, по мнению многих экспертов, были и остаются гораздо более актуальными для Астрахани, нежели маршруты еще формально действующего в городе троллейбуса.

Заканчивая серию материалов о маршрутах астраханского трамвая, мы не закрываем данную тему. «На закуску» мы оставили материалы на тему того, что осталось от рельсового транспорта в городе на сегодняшний день, а также о том, какие планы по развитию общественного транспорта в городе вынашивали местные власти в разные годы. Оставайтесь с нами!

 

24 апреля 2017, 09:01




Лента новостей