По следам астраханского трамвая. Часть 3

Маршрут-долгожитель

0ОсновноеТранспорт

Фото: Владислав Прудников, transphoto.ru, 2007 год

«Арбуз» продолжает вспоминать историю астраханского трамвая. Сегодня мы поговорим про маршрут № 3, который соединял Судоверфь им. Кирова (микрорайон Казачий) и Холодильники Рыбокомбината. Те, кто еще не читал про первые два маршрута астраханского трамвая, могут сделать это по ссылкам: маршрут № 1 и маршрут № 2.

Фото: transphoto.ru, ост. пл. Карла Маркса

«Тройка» — это маршрут, которому удалось просуществовать дольше других. Именно трамваи под номером 3 работали в Астрахани до 24 июля 2007 года — последнего дня существования трамвайной системы города. Именно трамвай этого маршрута последним заходил в депо. Вот как описывает тот вечер, когда астраханский трамвай последний раз высадил пассажиров и, навсегда попрощавшись с ними, зашел в депо, сотрудник бывшего астраханского трамвайно-троллейусного предприятия (и ныне работающий там — «Арбуз»).

«Заезжают вагоны в депо, но не все еще знали, что это последний день. Не было ясности, когда именно движение будет закрыто. Последний вагон ждут — «ну что, Света, ты последняя», — говорим вагоновожатой. «Да я знаю, все уже в парке», — ответила она. «Нет, Света, ты вообще последняя, больше трамвай никуда не пойдет». Помню, тишина такая воцарилась. Все мы друг на друга посмотрели, каждый о чем-то своем в тот момент думал. Поняли, что больше не нужны этому городу и властям. Молча поехали домой в этот день. Почти всем предлагали на троллейбус переучиваться, обещая хорошую перспективу, но сами видите, что в итоге получилось», — вспоминает собеседник «Арбуза».

Свою историю современный маршрут трамвая № 3 начинает с 1959 года. В отличие от других маршрутов, «тройка» курсировала между Холодильниками и Судоверфью им. Кирова на протяжении всех лет существования трамвайной системы города без каких-либо изменений до 2007 года.

Фото: Yury LRTA; «тройка» отправляется от к/ст «Холодильники», 2003 год

Вагон следовал от Холодильников Рыбокомбината по улице Латышева, сворачивая у Центрального стадиона на Татищева и двигаясь по ней до Анри Барбюса. Затем «тройка» уходила налево — к железнодорожному вокзалу, миновав который продолжала путь по улице Победы — к площади Карла Маркса (Кировский рынок). Миновав площадь, трамвай проезжал Цирк и по улице Каховского, которая в те годы выглядела лучше, чем сейчас, доезжал до остановки «Красный мост» (Большие Исады), после чего сворачивал на стрелке налево, двигаясь затем по улице Софьи Перовской.

Перегон пл. Карла Маркса — Цирк. 2007 год

Остановка «Цирк». 2007 год

Сход вагона «тройки» с рельсов. Апрель 2007 года

Улица Софьи Перовской — одно из немногих мест в Астрахани с однопутным движением для трамваев. Почти от самых Больших Исад и до остановки «Кинотеатр Спутник» движение осуществлялось в однопутном режиме. Часто можно было наблюдать картину, когда вагоны ждали, пока путь будет свободен, чтобы продолжить движение — в этом им помогали специальные световые индикаторы, подвешенные рядом с контактной сетью.

Участок однопутной линии на С. Перовской. На момент съемки — действующий. 2007 год

Еще более интересный участок пути на этой же улице проходил под железнодорожным путепроводом. Миновав Спутник, трамвай двигался в сторону Старого Кладбища и проезжал участок сплетения путей, когда две отдельные линии «вплетались» в пространство друг друга из-за ограниченного количества места под полотно для трамвая.

Линия под ж/д путепроводом на С. Перовской и «сплетение» трамвайных путей. 2007 год

Далее путь следования «тройки» проходил мимо Старого Кладбища, а затем снова уходил налево — на улицу Латвийскую — на мост через Ерик Казачий, после чего следовал поворот на улицу Космонавта Комарова. Здесь маршрут № 3 поджидал еще один однопутный участок. Примечательно, что этот участок планировалось в какой-то отдаленной перспективе сделать двухпутным, но эта перспектива так никогда и не наступила. Задел под второй путь был виден, как говорится, невооруженным глазом.

Улица Латвийская, мост через ерик Казачий, 2007 год

Поворот с ул. Латвийской на ул. Космонавта Комарова

В последние годы своей работы «тройка» редко приезжала на конечную остановку Судоверфь им. Кирова с достаточным количеством пассажиров. Во-первых, сама Судоверфь, для доставки рабочих на которую, маршрут № 3 в свое время и прокладывался, уже не функционировала на тот момент, во-вторых, конкуренцию у трамвая стремительно начали выигрывать маршрутки, на которые тогда пересаживались многие астраханцы.

Улица Космонавта Комарова, однопутный участок, 2007 год

Задел под второй путь на ул. Космонавта Комарова

К/ст Судоверфь им. Кирова (Казачий), 2007 год

Отметим, что в последние месяцы работы трамвай третьего маршрута курсировал между Судоверфью им. Кирова и Мясокомбинатом, поскольку линия к Холодильникам была закрыта в феврале 2007 года из-за начала работ по строительству моста через Болду в микрорайон Бабаевского.

Закрытое 19 февраля 2007 года кольцо «Холодильники»

Поворот закрытой 19 февраля 2007 года линии с ул. Латышева на ул. Татищева

Уже недействующая линия по ул. Анри Барбюса, 2007 год

Еще не демонтированная линия на ул. Победы, октябрь 2007 года

В некоторых местах и до наших дней сохранились рельсы линий «тройки». Их можно увидеть на ул. Космонавта Комарова, на Латвийской, а также у моста в створе улицы Яблочкова (стрелка). Несколько лет назад неподалеку от бывшей конечной остановки Судоверфь им. Кирова была запечатлена на фото и гора шпал, которые, вероятно, остались от разобранных трамвайных линий.

Фрагменты линии на ул. Космонавта Комарова, 2014 год

Место, где ходил трамвай по ул. Космонавта Комарова, 2014 год

Бывшее кольцо Судоверфь им. Кирова, 2014 год

Несмотря на засилье маршруток, ликвидация трамвая стала настоящей трагедией для жителей большой части улицы Космонавта Комарова: несколько кварталов полностью отрезаны от автодорог, а до ближайшей остановки автотранспорта отсюда примерно километр. Раньше единственным транспортом здесь был трамвай. Теперь нет ничего. Тяжелее всего местным жителям приходится в дождливую погоду, когда из-за грязи они не имеют возможности добраться до маршруток.

Читайте также: трамвайно-троллейбусные обещания властей Астрахани

В материале использованы фотографии Владислава Прудникова (transphoto.ru), Юрия LRTA (ymtram.mashke.org) и портала transphoto.ru.

По следам астраханского трамвая. Часть 1
По следам астраханского трамвая. Часть 2
По следам астраханского трамвая. Часть 4
По следам астраханского трамвая. Часть 5

15 февраля 2017, 09:06




Лента новостей