Куда едут астраханские электрички

В какие города (села)

ОсновноеТранспорт

Фото: astrahanezz / train-photo.ru

Материал предоставлен нашими друзьями из журнала «КАМЫШ»

Всего маршрутов, реализуемых астраханским филиалом компании «ВолгоградТрансПригород», двенадцать. Из них три — это маршруты засылочных поездов, не предназначенных для посадки пассажиров. Ещё есть такие маршруты, которых формально несколько (различия во времени отправления, остановках, количестве вагонов), но при этом начальный и конечный пункты во всех вариантах совпадают. Таких по одному направлению два, по другому четыре, но мы их будем считать как два, а не как шесть — тонкости железнодорожного дела оставим специалистам. Получается, мы имеем пять регулярных маршрутов, доступных для простых смертных (но самих электричек больше). Пользоваться ими интересно и, кстати, недорого. Заметно больше ста рублей билет может стоить разве что на маршруте в сторону Олейниково, но там и расстояния реально большие, и монополия сказывается — автобусы и вообще какой-либо другой общественный транспорт южнее Линейного практически не ходит.

1. Кутум — ГПЗ. ГПЗ или АГПЗ — это Астраханский газоперерабатывающий завод. То самое брутальное предприятие с зоной отчуждения. Как и все остальные маршруты, этот проходит через главный вокзал Астрахань I и через станцию Астрахань II возле микрорайона Бабаевского. От центрального вокзала до конечной ехать ровно час. Остановки только внутри Астрахани и в районе завода, всю остальную линию электричка проходит без остановок. Есть подозрения, что она для избранных (газпромовцев), а остальных туда даже не пускают, но мы это ещё не проверили.

2. Кутум — Дельта. Дельта — это маленький посёлок в Красноярском районе, не имеющий никакого отношения к тому, что мы привыкли называть дельтой Волги. Эта Дельта находится не к югу от города у Каспия, а к северу. Там нет абсолютно ничего интересно, но безумно красиво. Визуально это совсем не степь, всё безумно зелёное, прямо джунгли. Сам посёлок находится в километре к северо-западу от одноимённой железнодорожной станции. Около платформы только пара домиков, коровы и водонапорная башня. Когда мы там были, во дворе одного из домов что-то отмечали весёлые и пьяные железнодорожники. Примерно на том же расстоянии к востоку от станции находится посёлок Тальниковый, где живёт почти пятьсот человек (казахи и русские), есть магазин и достаточно оживлённая трасса, по которой можно уехать в город, если не успел или не захотел успеть на обратную электричку.

3. Кутум — Аксарайская II. Аксарайская II — это какая-то узловая станция в пустоте за газоперерабатывающим заводом. Бог его знает, зачем туда ехать, и всё же этот маршрут тоже представляет некоторый интерес, потому что на пути в эту пустоту останавливается на нескольких зелёных и приятных станциях севернее Дельты, которые первый маршрут пропускает.

4. Астрахань II — Олейниково. Этот маршрут — вообще отдельная тема. В отличие от первых трёх, он идёт не на север, а на юг, в сторону Калмыкии и Дагестана. Идёт по зоне, которую мы условно обозначаем «ильмени-бугры» или «ильмени-пески». Это та самая часть области, которая на Яндекс.Картах выглядит как что-то безумное — степь изрезана таким количеством маленьких ильменей, ериков, проток, озёр, что кажется, что воды там больше, чем земли. Эта территория сама по себе интересна своей историей и разнообразием коренных народов самого разного происхождения — здесь есть и татарские, и ногайские, и казахские, и калмыцкие сёла. Отдельный интерес представляют достаточно поздние мигранты из Дагестана и Чечни, живущие как раз вдоль этого ответвления железной дороги. Многие из них бежали от Чеченских войн. До конечной доезжают как раз они. Олейниково — это даже не село, скорее просто остановочный пункт, при котором живут исключительно этнические чеченцы. Таких разъездов и станций на этой дороге немало — именно по путям Астрахань — Кизляр идут поезда в Грозный и Махачкалу с разных концов страны, и кавказцам удобно селиться небольшими общинами там, откуда можно в любой день смотаться в родные республики. Кстати, по этому маршруту ходят не классические пригородные поезда, а так называемые рельсовые автобусы (фотки будут ниже).

5. Астрахань II — Кутум. Эта электричка идёт только по территории города, причём по его левому берегу. Остановок совсем мало: Астрахань II, Астрахань I, Софьи Перовской, Третий Юго-Восток, Кутум. Кажется абсолютно бессмысленной, но дорога на ней от конечки до конечки занимает всего 25 минут, а на автобусах или маршрутках вышло бы около часа (все более популярный способ добираться на работу и обратно в условиях исчезновения автобусов из микрорайона Бабаевского, — прим. «Арбуза»).
Карта, конечно, выглядит достаточно скромно. Станций, до которых из Астрахани можно добраться на поездах пригородного сообщения, действительно не так уж и много, особенно если сравнить с сетями электричек под Москвой, Питером или Ростовом. И всё же это крутой и недооценённый вид транспорта — в них есть своя романтика и эстетика, которую никакие межрайонные автобусы и близко не смогут повторить. Ещё электрички строже соблюдают расписания, практически никогда не отменяются, а их маршруты, стоимость билетов, время прибытия и отправления всегда легко нагуглить, чего не скажешь о тех же автобусах. В общем, очень рекомендуем покататься в разные стороны, погулять, выйдя на любом полустанке, пофоткать и посмотреть, как живут этнические общины в нашем регионе.
Кроме электричек в Астраханской области есть ещё и поезда дальнего следования (в Москву, в Питер, в Адлер, в Грозный, в Махачкалу, в Нижневартовск, в Баку, да много куда). Даже в рамках региона они покрывают куда большее количество направлений и станций, чем электрички. Они обычно дороже и чуть менее удобны по времени отправления и частоте, но в них тоже есть своя романтика, да и всё равно это лучше, чем в какой-нибудь Верхний Баскунчак или Селитренное часами трястись в автобусе. Ещё есть скоростной сидячий поезд на Волгоград, тоже проходящий через несколько интересных мест в области, куда электрички не доезжают. Он ходит в человеческое время, а не по ночам, и стоит немножко дешевле обычных поездов — такое промежуточное звено между электричками и поездами дальнего следования. Про это всё мы расскажем в следующий раз.

9 октября 2017, 08:33

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ

ТЕГИ




Лента новостей