Бизнес по-козьи: как астраханская семья развивает собственную экоферму

Наш репортаж

БизнесОсновное

Фото: Дмитрий Дадонкин

Молодое семейство Сайфуллиных состоит из мамы Руфии, папы Равиля, двух сыновей Ильмира и Ильяса, и лапочки-дочки Анисы. Вот уже четыре года они строят собственный бизнес по продаже натуральной продукции, которая изготавливается из молока с собственной фермы. Многие астраханцы успели оценить вкусные изделия, а некоторые стали постоянными покупателями. «Арбуз» посетил экоферму в селе Карагали: увидел козочек и понаблюдал за процессом изготовления «молочки». Делимся впечатлениями с вами.

Все началось с козьего молока

Удивительно то, что изначально никакой бизнес не планировался. Равиль и Руфия работали. Он – менеджер в офисе, она – эколог. Но тут случилась беда: заболел средний сын Ильяс. Как признаются мама с папой, работали они в то время на антибиотики. Тогда-то глава семейства вспомнил, что когда он жил у бабушки в селе, постоянно пил козье молоко и почти не болел. И начал уговаривать жену купить козу.

– Я была против разведения животных, потому что у меня была серьезная работа. Я не понимала как это можно. Коза? Я? Доить? Нет! — говорит Руфия.
– Ну и не доила, — дополняет Равиль.

Но пути назад не было, коза все-таки была куплена. Равиль пришел к супруге с первой кружкой молока.

«Я была в шоке. Подумала: «Вау, это мой муж, стиляга и педантичный мужчина, надоил сам. Тогда я влюбилась в него очередной раз», — делится Руфия.

Приучить детей пить настоящее молоко было тяжело. Тогда папа просто убрал из холодильника другое. И это помогло. Теперь бутылки из магазина ребята вообще не считают за молоко.

Ильяс стал выздоравливать, а из аптечки пропали антибиотики. Коллеги на работе, прознав что у Сайфуллиных дома есть коза, стали просить молоко. Супруги какое-то время давали, а после пришли к тому, что им самим ничего не остается. Тогда купили вторую козу, третью, и, как говорится, «понеслась душа в рай». Теперь животных несколько десятков.

Все рецепты были составлены из опыта родителей, знающих людей, а также интернета, и изменены под нужные условия. Например, Руфия с самого детства знала, как готовить творог. Но на козьем молоке он скисает по-другому. По сути, ей пришлось учиться всему заново. Так, в продажу вошли йогурт, простокваша, сюзьма, сметана, брынза и многое другое. Все изготавливается либо по собственным предпочтениям, либо по просьбам покупателей.

Когда Руфия работала, на выходных она делала заготовки, например, пельмени или котлеты. Тогда одной из ее целей стало упрощение жизни работающих женщин.

Супруги производят только козье молоко и некоторую птицу, а остальное специально для них выращивают партнеры. Кроме коз на ферме есть куры и гуси. Раньше Равиль и Руфия разводили перепелов, индеек, кроликов.

Сейчас они решили передать эти хлопоты партнеру для того, чтобы сохранить качество. Ведь если «распыляться» сразу на все, бизнес будет страдать.

«Если бы мы в свое время сами это все не выращивали, мы бы не могли контролировать и не знали бы что должно быть на входе и выходе», — поясняют фермеры.

С ветеринарной помощью все давно налажено. Все козы и птицы стоят на учете. Если нужно сделать что-то срочное, Равиль обращается к знакомым врачам, либо помогает животным самостоятельно, ведь у него медицинское образование.

«Животными занимаются только слегка сумасшедшие люди. Их надо любить, их надо кормить. Здесь нет субботы и воскресенья», — отмечает Руфия.

Какой чудесный день, работать мне не лень

— Как проходит ваш день от начала до конца? — интересуемся мы. А Равиль и Руфия смеются, потому что он пролетает в мгновение ока и они сами не могут сказать точно как.

Когда отец семейства работал менеджером, время тянулось долго: с утра до обеда и с обеда до вечера. А сейчас дни стали как часы.

Просыпаются фермеры в 7 утра. Можно было и раньше, но с ежедневной работой доползти до кровати удается только поздно ночью. Равиль с сыновьями идут заниматься хозяйством, а Руфия собирает дочь в детский сад и параллельно общается с покупателями и подписчиками в WhatsApp и Instagram.

Да, соцсети ведет именно она, хотя изначально и была против этой затеи, не желая выставлять свою жизнь напоказ.

«Но потом я заметила, что в соцсетях часто спрашивают мои советы, рекомендации. Связано это не только с питанием и животными. А еще поняла, что если буду показывать свою семью, свои ценности, то, что для меня важно, больше пар сохранится, люди начнут идти вперед, а еще – рожать столько детей, сколько они реально желают. И тогда я решила, что буду максимально открытой», — поясняет наша собеседница.

Многие заказы делаются день в день, а некоторые заготовки и продукты как, например, йогурт вечером.

Продукцию развозит Равиль на семейной машине.

В цехе пекут вкусные блины и разливают молоко по бутылкам. Готовая продукция хранится в холодильниках. Совсем скоро Руфия и Равиль планируют выходить на новый уровень и увеличивать цех.

Главной сложностью в этом деле является то, что фермеры работают только с натуральной продукцией. Это означает, что она нуждается в системе контроля. Состав молока меняется под влиянием сезона, а это отражается на вкусовых свойствах уже готовой продукции. Такого не наблюдается у магазинного изделия, ведь разнообразные добавки все регулируют. Смена вкусовых свойств – норма и гарантия натуральности происхождения молочной продукции. Еще одна сложность заключается в том, что у экопродуктов всегда небольшой срок годности.

От подобного ежедневного труда Равиль и Руфия сильно устают.

«Были моменты полного выгорания. Я потом уже поняла, что так нельзя и что нужно давать себе отдых», — поясняет женщина.

Появлялись даже мысли все бросить. Но потом они вспоминали, что кроме них людям это никто не даст. Пришли к тому, что назад дороги нет.

«Очень сильно мотивируют отзывы покупателей. Самое любимое – это когда выздоравливают маленькие потребители экопродукции. Например, однажды девушка прислала Руфие фото двух близняшек и написала: «Смотри! Они одинаковые!». Женщина не поняла к чему это и ответила: «Ну да, а что?». Тогда покупательница написала: «Они одинаковые! А одна была совсем худая. Я для этого и начала покупать молоко». «И уже слезы на глазах», — делится Руфия.

Есть и дети, которые уже выросли. Фермеры поясняют, что слова: «А с нас сняли диагноз» являются для них самой лучшей мотивацией.

Спрос рождает предложение

Супруги рады, что астраханцы постепенно приходят к осознанности в плане выбора продуктов. А еще тому, что у них получается ломать стереотип, связанный с запахом козьего молока. Ведь это не всегда так. Оно может пахнуть если козы живут в одном загоне с козлами, либо вследствие плохого ухода за животными.

«Мы уже давно могли быть в магазинах. У нас срок годности 2-4 суток. Нам сетевики предлагали ввести продукцию в продажу, но с тем условием, что мы добавим консерванты и увеличим срок годности. Мы отказались, потому что это противоречит нашим принципам», — рассказывает Равиль.

В основном покупатели живут в городе. Но даже соседи фермеров покупают у них «молочку».

А вот спрос в пандемию только возрос. Все по правилам: маски, перчатки, и при желании покупателя – бесконтактная доставка.

Кроме того, сейчас супруги регистрируют собственный товарный знак, а чуть ранее они получили право на использование бренда Астраханской области.

Идея построения бизнеса была проста. Супруги стали продавать то, что хотели бы покупать сами. И это получилось.

«У меня со временем пришло четкое разграничение натуральной и ненатуральной продукции, даже не связанной с нами: шоколад, чай, кондитерские изделия. Если химия и добавки есть, они чувствуются. У нас поменялось качество жизни. Болячки быстро проходят или время их лечения сокращается», — убеждена Руфия.

«Арбуз» угостили козьим молоком и компотом из ассортимента экофермы. И мы с уверенностью заявляем, что это вкусно и, конечно же, полезно.

Оценить ассортимент молочной продукции можно в инстаграм-аккаунте: @eco_ferma_30

Мария Пряженникова

30 августа 2021, 13:57

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей