Баррикады в огне. Как главный астраханский судозавод не пережил разборки с конкурентами

Акционеры, ваше сердце под прицелом

«Красные Баррикады» — когда-то самый крупный судостроительный завод Астраханской области, на днях получил подтверждение, что вместо старого юрлица цехами завода хотела бы управлять государственная «Объединенная судостроительная корпорация». Как же успешное самостоятельное предприятие, на котором держался целый поселок, успешно отрабатывающее сложные проекты, стало непривлекательным активом и многомиллионным должником собственных рабочих

Эта история началась в 2002 году, когда в поселке Красные Баррикады появился пришлый молодой человек в красно-черной ковбойке с интеллигентным самоуверенным лицом москвича.

Говорят, у человека не было на груди таблички «Покупаю акции «ССЗ „Красные Баррикады“, дорого», но посельчане с ценными бумагами быстро узнали, что если нужны деньги — понятно к кому обращаться. К лету 2003 года процесс скупки акций шел по накатанной: в поселке периодически появлялась то машина с объявлением, то громкоговоритель на всю улицу извещал, где можно продать кровные и получить деревянные.

Корабелы vs понаехавшие

До конца 60-х годов полноценного судостроительного завода в современном понимании не было — уцелевшие с царских времен мастерские чинили и строили сначала деревянный флот, потом небольшие металлические буксиры. Но понемногу прибывали кадры плюс рос опыт местных работяг.

В 70-е в цехах уже собирали сложные инженерные конструкции — вплоть до первых плавучих буровых установок. К концу 90-х у завода в портфеле были плавучие краны и суда-трубоукладчики. Именно на «Красных Баррикадах» обновили советскую буровую для «Лукойла», назвали «Астра», выпустили на шельф, а в 2002 году десантировали на нее президента Владимира Путина.

В 90-е и приватизацию «Красные Баррикады» вошли с действующим «красным директором», Александром Ильичевым, заступившим к штурвалу в 1987 году — во времена, когда Астраханской областью начинал рулить будущий первый губернатор Анатолий Гужвин.

Приватизация пошла как было заведено у «красных директоров» — практически все акции попали в руки коллектива завода, правда топ-менеджменту досталась, согласно заслугам, самая вкусная часть.

Александр Ильичев

В 2002 году приватизированный за десять лет до того завод был перерегистрирован в ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады» — и по сию пору главное юрлицо предприятия. Акции именно этого открытого акционерного общества завлекли в поселок далекого Икрянинского района столичного молодого человека и его команду.

На астраханском ТВ появились сюжеты о том, как это круто — взять и продать акции, в астраханских газетах молодые люди скупали целые полосы с разъяснениями: вам, акционеры, ничего не будет кроме денег.

Все дело в том, что на заре нулевых к астраханскому судостроению присмотрелись два московских бизнесмена, Илья Кокарев и Дмитрий Пальцев. Сначала они разжились долей в «Астраханском корабеле» (бывший завод Сталина, позже Морской судостроительный завод на улице Адмирала Нахимова), а также нижегородским конструкторским бюро «Вымпел». Грубо говоря, столичная команда работала сообща.

«Красные баррикады» продаваться не захотели. Больше того — хорошие отношения с областной элитой, руководством исполнительной власти, облдумы и так далее позволяли приглашать на действительно передовой завод чиновников и депутатов.

А те отвечали взаимностью: нет-нет, да и вворачивали фразу «Разве можно отдать предприятие пришлым завоевателям?»

Слияние для поглощения

Однако московские бизнесмены тоже работали с региональной элитой. Если еще в 2004 году обладминистрация жаловалась: у астраханского судостроения мало заказов, ему мешают таможенные пошлины на импортное оборудование и отсутствие господдержки кредитов — то к концу 2006 года все уже кардинально поменялось. Областное министерство промышленности, транспорта и связи вслух гордилось и заказами завода Александра Ильичева, и инвестициями, которые обещали владельцы «Астраханского корабела».

А в начале 2007 года Илья Кокарев и Дмитрий Пальцев еще дальше расширили свою империю, купив 74% завода «Имени III Интернационала» и 38% завода «Лотос» у группы «Морские нефтегазовые проекты», входившей в «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бенжукидзе. А заодно — севастопольское КБ «Коралл».

Илья Кокарев

Для управления всеми судостроительными активами московских бизнесменов было учреждено ООО «РР — Морские и нефтегазовые проекты». 99,98% этого юрлица числилось на кипрском офшоре Hyssop Investment Ltd, однако гендиректор «РР-МНП» Илья Кокарев публично уточнял, что вместе с коллегой Дмитрием Пальцевым и еще несколькими партнерами контролируют это кипрское Ltd.

Портфель заказов мега-компании «РР-МНП», строил планы господин Кокарев, составил фантастические $500 млн. При этом планы по захвату «Красных Баррикад» тоже никто не отменял! В марте 2007 года на «Лотос» был взят гендиректором Анатолий Крымов, бывший замгендиректора «Красных Баррикад» по производству. Помимо собственных компетенций бывалый судостроитель принес и пакет акций ССЗ КБ.

Площадка «Астраханского корабела»

В апреле было объявлено: а еще будет воссоздано Астраханское судостроительное производственное объединение — специально для тех, кто ностальгирует по советским временам, когда аббревиатура АСПО царила над местной отраслью. На самом деле речь шла об учреждаемом московским бизнесменами ООО «Астраханское судостроительное производственное объединение». Оно должно было заместить ОАО «Астраханский корабел» — за ОАО как раз развернулась борьба совладельцев, казахстанской «Казгипронефтетранс» (41,2% акций), норвежской Aker Kvaerner (56%) и собственно Ильи Кокарева с партнерами.

Замминистра промышленности Станислав Федулов прямо заявлял: АСПО и «РР-МНП» смогут выиграть в конкурентной борьбе «Красными Баррикадами» — потому что у них набирают силу благодаря инвестициям целых три завода, а «самое крупное судостроительное предприятие региона сейчас вынуждено отказываться от заказов от недостатка мощностей«.

И правда, «Лукойл» впервые обратился с очередным крупным заказом именно к АСПО — на стойкую к ледоставу буровую за 9 млрд рублей.

Гендиректор «Красных Баррикад» Александр Ильичев ответил на все это заявлением: «У холдинга вокруг АСПО не будет возможности конкурировать с нами. Мы выпускаем готовую товарную продукцию, у нас третий год объем заказов растет на 200 млн рублей — всем трем заводам до этого еще далеко».

Драка стоит свеч, подогревало ситуацию облправительство: по его данным, на Каспии в ближайшие несколько лет должны были появиться пять буровых установок и целых 24 платформы для добычи нефти суммарным объемом вложений более $100 млрд. Есть, мол, за что конкурировать.

ОСК — замечательно выходит

Государство, между тем, смотрело на всю эту возню между бизнесом, оказывается, внимательно. В мае того же 2007 года в Астрахань прилетел будущий гендиректор только что учрежденной «Объединенной судостроительной корпорации» Александр Бурутин. Сначала ОСК собиралась забрать в себя только небольшой астраханский судоремонтный завод Минобороны.

Александр Бурутин

Однако губернатор Александр Жилкин предложил, чего мелочиться, забрать и крупные судостроительные предприятия. АСПО и «Красные Баррикады», что интересно, не напряглись, а наоборот — сделали вид, что рады. Господин будущий гендиректор привез завлекалочку: кто будет себя хорошо вести, получит помощь в сооружении у себя на заводе дока для строительства танкеров грузоподъемностью больше 60 тысяч тонн. Хотя АСПО и «Красные Баррикады» каждый со свей стороны сделали гостю предложения — господин Бурутин уехал, ничего не решив.

Все решил в сентябре вице-премьер Сергей Иванов, ходивший в то время в статусе, на минуточку, вероятного преемника Владимира Путина на пост президента. Главный правительственный куратор судостроения осмотрел площадку АСПО и был резок, но точен: зачем здесь строить 60-тысячники, если их в России, всё в порядке, уже строят? И вообще — как государство может включать в ОСК частные компании?! Стройте спокойно буровые и траулеры, учитесь строить газовозы — и будет вам счастье плюс господдержка лизинга и таможенные льготы.

Сергей Иванов хочет посмотреть на Астрахань свысока

Александр Ильичев, прогулявшийся по АСПО за компанию с вице-премьером, был спокоен: у него и так дела шли неплохо.

Разместивший на АСПО одну установку для Каспия, «Лукойл» отправил на «Баррикады» сингапурскую Keppel FELS Ltd — она как главный генподрядчик российской нефтяной компании присмотрелась именно к заводу Александра Ильичева как главной площадке строительства новых установок для шельфа Каспия.

Ибо уже к 2009 году бизнес-империя Вагита Алекперова намеревалась начать добычу нефти и осуществить-таки мечту астраханского руководства о «каспийском кувейте» в дельте Волги.

«Красные Баррикады» в 2008 году

Главный повод быть спокойным топ-менеджменту «Красных Баррикад» стало изменение уставного капитала ОАО «ССЗ КБ» до 99 464 400 рублей. Это был знак — акции москвичей, трудолюбиво растивших бумага за бумагой, процент за процентом свою долю — начали серьезно беспокоить топ-менеджмент крупнейшего предприятия.

Сингапурцы и итальянский акцент

Конфликт вырвался в публичное пространство 9 апреля 2008 года: астраханские СМИ начали распространять рекламное объявление «Миноритарные акционеры ССЗ КБ возмущены и будут оспаривать итоги внеочередного собрания акционеров завода». Собрание планировалось на следующий день — чтобы увеличить уставной капитал с 99,5 до 132,6 млн рублей, то есть на 25%.

Прозвучало, что новонапечатанные акции должны были достаться в том числе сингапурской Keppel FELS Ltd.
Юристы Ильи Кокарева и Дмитрия Пальцева грозились оспорить итоги, настаивая: наши клиенты не были извещены о внеочередном собрании, а ведь они тоже акционеры.

«Самый большой и самый продуктивный ССЗ в Астрахани всем нужен, оборот 1 млрд рублей в год, неудивительно, почему „РР-МНП“ хочет его тоже себе, — рассуждал источник в областном минпроме, — тогда у „РР-МНП“ будет абсолютная монополия в Астрахани. и они смогут диктовать свои условия заказчикам, а пока „Баррикады“ иногда отбивают заказчиков, предлагая то же самое дешевле».

Собрание 10 апреля действительно удалось де-факто сорвать, желанного увеличения уставного капитала для успокоения менеджмента не состоялось. На 20 мая было назначено новое собрание.

Гостей на проходной завода встречала стенгазета в стиле советских корпоративных изданий и зажигательная листовка об опасности пришлых:

Акционеров собрали в одном из цехов — частью работяг, частью менеджмент завода, и часть тех самых пришлых. Некоторых пришлых не зарегистрировали — сославшись, что те опоздали к началу.

Илья Кокарев на проходной «Красных Баррикад»

Собранию предложили голосовать за увеличение уставного капитала до 124,33 млн рублей. Часть новых акций собирались отдать еще одним иностранным партнерам, итальянской Rosetti Marino. Колоритный итальянец с обворожительной переводчицей — для наглядности присутствовали.

Илья Кокарев пообещал обжаловать итоги собрания, так как закон не позволяет отказывать в регистрации до конца собрания.

На ССЗ КБ объяснили, что допэмиссия нужна для поощрения инвесторов — те же итальянцы вроде бы были готовы вложить неслыханные $120 млн (при том что сами «Красные Баррикады» способны вкладывать ежегодно не более $4 млн). В итоге благодаря Rosetti Marino случился бы как раз тот самый док для строительства больших танкеров, который будто бы пообещало ОСК.

Илья Кокарев и простые краснобаррикадинские акционеры

Поглощение владельцами АСПО «Красных баррикад», по мнению Александра Ильичева и его подчиненных, привело бы к развалу предприятия.

«Посмотрите, они уже распродают имущество завода „Лотос“, уже описали имущество „III Интернационала“, и не делают никаких вложений!», — негодовал в общении с прессой замдиректора по связям с общественностью ССЗ КБ Виктор Николаев.

Разборки с собраниями продолжались еще долго — однако уставной капитал так и остался до сих пор равен все тем же неполным 99,5 млн рублей.

Макеты лучших проектов в офисе ССЗ КБ

Конкуренция между «РР-МНП» и его дочернего АСПО с консорциумом «Красных Баррикад» получила продолжение в борьбе за самый лакомый тендер тех лет — конкурс «Лукойла» на обустройство месторождения имени Владимира Филановского объемом $5 млрд.

Спойлер: в итоге лоты поделили между компаниями.

Фотокартина из офиса ССЗ КБ

25% счастья

В августе 2008 года «РР-МНП» было переименовано в ООО «Группа «Каспийская энергия». Группа объединила заводы «Астраханский корабел», «Лотос», «III Интернационала», пару московских компаний, нижегородское и севастопольское КБ.

Летом обитатели поселка Красные Баррикады словили дежавю. В центре, на площади Павших односельчан появились две автомашины с надписями на боках «Проект „Объединение“ АСПО — „Красные Баррикады“». С машин рабочим раздавали футболки с надписью «Хочу жить достойно» и предлагали прямо на месте оформить продажу акций ССЗ КБ.

Заводчане рассказывали: эти ребята никуда и не пропадали с 2003 года, просто принимали всех желающих продать акции в офисе на Ленина, 20.

ССЗ КБ пошло с жалобой в антимонопольную службу, та даже возбудила дело и призвала к ответственности «Каспийскую энергию» — но желания московских бизнесменов получить контроль над вкусным активом не убавила. К осени 2008 года доля «пришлых» выросла до примерно 20%.

«Чем ближе будет „Каспийская энергия“ подбираться к рубежу в 25% акций „Красных баррикад“, тем более ожесточенным будет борьба, в том числе в арбитраже, — объяснял тогда СМИ привлеченный к разбирательству экспертом юрист Александр Тихомиров. — Я бы прогнозировал новую допэмиссию акций и новые споры вокруг нее».

В первой половине 2009 года мажоритарные и миноритарные акционеры даже проводили отдельные друг от друга собрания акционеров, где принимали решения по кандидатурам в совет директоров.

В июне того же года Илья Кокарев объявил, что ему и его партнерам удалось собрать больше 25% голосующих на любом собрании акций — прикупив 5,63% у французской Technip.

И напомнил, что еще летом ФАС одобрила покупку «Каспийской энергией» 100% «Красных Баррикад» и занятие «Энергией» монопольного положения на локальном рынке. Независимые юристы тогда поясняли: если про 25%+ правда — господин Кокарев, как он того страстно желает, и правда смог бы, правда в одиночку, войти в совет директоров и сесть наконец за один стол с господином Ильичевым.

Все эти бодания происходили, между тем, на фоне международного экономического кризиса, который ударил по мировым рынкам, а затем аукнулся в России. В Астрахани, например, из-за него встали такие важные стройки как торговый комплекс «Ярмарка». «Красные Баррикады» начали жаловаться на заказчиков, которые расплачиваются со скрипом — в 2009 году за долги в 2,9 млн рублей завод грозились отключить от электричества.

Когда вскоре ССЗ КБ собралось взять кредит на 210 млн рублей, чтобы построить для Malaysia Marine and Heavy Engineering перевозящую буровые вышки баржу стоимостью 1,3 млрд рублей — правительству области пришлось выступить гарантом, рискуя бюджетными деньгами.

Без деструктива, пожалуйста

В начале 2010 года арбитраж велел приостановить хозяйственную деятельность АСПО из-за суммы в 408 млн рублей. Оказалось, дочерняя компания «Каспийской энергии» задолжала не поставщикам или коммунальщикам, а своим заклятым друзьям с «Баррикад». Это, с удивлением узнали областные власти, сумма ущерба, в которую ССЗ КБ оценили урон от попыток скупать акции со слоганами про объединение.

«Правительство Астраханской области поддерживает бизнес-политику «Группы „Каспийская Энергия“, позиция „Красных Баррикад“ — негосударственная и носит деструктивный характер, — устроил отповедь глава администрации губернатора Канат Шантимиров. — Мы рассчитываем на положительное решение суда в пользу Группы „Каспийская Энергия“».

Разумеется, никаких 408 млн взыскать не удалось.
А в сентябре 2010 года «Каспийская энергия» объявила, что контролирует уже целых 30% ОАО ССЗ КБ. Пришло время и правда потесниться за длинным столом. Из девяти кресел в совете директоров «Красных Баррикад» два заняли представители прямого конкурента — Илья Кокарев и Анатолий Крымов, тот самый гендиректор завода «Лотос».

Кризис достиг апогея 24 мая 2012 года — совет директоров отказался утвердить Александра Ильичева генеральным директором ССЗ КБ, ибо, согласно уставу акционерного общества, требовалось единогласное одобрение кандидатуры.

Представители Илья Кокарев и Анатолий Крымов торжествующе руки не подняли. Правда, на «Баррикадах» быстро сориентировались, провели очередное собрание акционеров и, поскольку его решение главнее решения совета директоров, отменили норму устава.

Александр Ильичев, депутат облдумы нескольких созывов, ветеран отрасли, проработал в кресле гендиректора «Красных Баррикад» 31 год. Только в 2018-м его сменили конкурсные управляющие.

Завод последние годы активной работы показывал, в принципе, неплохую выручку — с 2011 года по 2015 — от 2,2 до 3,9 млрд рублей ежегодно. Однако катастрофически росла кредиторская задолженность: с 2 млрд рублей в 2011 году до 7 млрд в 2015-м.

Последний завершенный громкий проект — самоподъемная буровая установка «Каспийский бурильщик» для китайской компании Yantai CIMC Raffles в 2012 году.

Сдачу заказчику отмечали празднично, с концертом в цеху и публикациях во всех СМИ.

В сентябре 2013 года ССЗ КБ подписал договор с «Лукойлом» на платформу жилого модуля для месторождения имени Владимира Филановского. Осенью 2016 года платформа должна была быть введена в эксплуатацию.

astrobl.ru

Однако в марте 2016 года выяснилось, что «Лукойл» ушел с «Баррикад», недовольный «темпами строительства и финансовым положением верфи».

Этим и другими заказами нефтяной компании занялось ООО «Каспийская гидротехническая компания», специализировавшаяся на дноуглубительных работах, но к 2017 году сосредоточившая в своих руках заказы «Лукойла» для его каспийских месторождений.

В 2016 году «Красные Баррикады» заявили о контракте с иранской компанией Tasdid на постройку за $1 млрд буровых установок для Персидского залива. Собирать установки планировалось в портовом городе Хорремшехр на юго-западе Ирана. Но, признавались в областном правительстве, без слияния с ОСК это было бы уже просто невозможно.

«Каспийская энергия» вошла в ОСК еще раньше. Илья Кокарев постепенно оказался не у дел, на астраханские судостроительные заводы пришли другие, более суровые специалисты.

astrobl.ru

А поселок Красные Баррикады тем временем ждет итогов торгов имуществом завода, когда-то принадлежавшего менеджменту во главе с Александром Ильичевым.

Здесь можно увидеть, как рабочий поселок выглядит сейчас. С коптера особенно хорошо можно оценить — какую действительно большую часть Красных Баррикад занимает судостроительный завод, цеха, краны и стапели.

19 мая 2019, 11:55




Лента новостей