Летите, «Боинги», летите: каким был астраханский аэропорт в 1994 году

Когда он только стал международным

Продолжая ставшую уже постоянной рубрику «Вспомнить все», «Арбуз» публикует статью о том, чем жил астраханский аэропорт (тогда еще называвшийся Нариманово) в 1994 году, когда он только-только получил статус международного. Смелые планы, казавшиеся несбыточными мечты и еще живые «Астраханские авиалинии».

Если вы собрались лететь в Нью-Йорк, то пограничный и таможенный контроль пройдете в Астрахани. Ведь распоряжением правительства от 14 февраля аэропорт Нариманово стал международным. Вот здорово! И главное, так просто – бац! – распоряжение, бац! – международный аэропорт у нас теперь. А, может, не просто?

Нет-нет, международным аэропорт Нариманово стал далеко не вдруг. Еще в далеком 89-м году некоторые астраханские граждане носились с утопической идеей совершать рейсы за рубеж. Тогда их считали чуть ли не сумасшедшими. Но в 91-м году лед все-таки тронулся, и летные экипажи стали обучать новым полетам, а диспетчеров и связистов – английскому языку.

Прилетали и к нам гости из дальнего зарубежья, садились и английские, и швейцарские самолеты. Но – неудобство – чтобы прилететь, скажем, из Бухареста, надо было завернуть в Ростов для прохождения таможенного и пограничного контроля. Много денег, времени теряется. Неудобно. Поэтому и отправили из Астрахани письмо в Москву – надо, мол, международными становиться. Все-таки южные ворота России, как-никак. Приехала комиссия, осмотрела и признала аэропорт Нариманово годным по минимальным требованиям. При условии оборудования рабочих мест для пограничников. Будки, стекла и вертушки быстренько соорудили, денег на квартиры для погранцов выделили и… Международные мы теперь!

«До Хитроу еще далеко, — считает глава астраханской авиакомпании В. Степанович. – Диспетчеры по-английски говорить не умеют, радиоэлектронная система давно устарела, взлетная полоса оставляет желать лучшего. У ТУ-154 взлетный вес 100 тонн – и то уже перебор для нашей полосы. А у «Боинга»? В ближайшие пятнадцать лет «Боингов» не ждите…»

— Да, — соглашается генеральный директор аэропорта В. Пилюгин, — произношение у диспетчеров не оксфордское, практики маловато. Но язык знают и говорить могут. Оборудование устарело? Да, устарело. Зато на зарубежных самолетах современное может и по своей, и по нашей системе работать. А то, что взлетная полоса не годится – пустые разговоры. Мы приглашали специалистов из аэропроекта для анализа полосы. Те говорят – до ста пятидесяти тонн выдержит. Так что ТУ-154 садиться может спокойно. А «Боинги» — они ведь тоже разные бывают. 727-й, например, у нас может сесть, а 747 – нет.

Взаимные напряги у летного отряда и наземного персонала существовали еще до разделения. Так что, когда вышел закон о приватизации, летчики забрали себе самолеты, а наземные службы – аэропорт. Бракоразводный процесс, да и только!

Впрочем, все это естественно. В Волгограде уже целый год ругаются. В аэропорту Нариманово тоже яростно звонят красные телефоны, но пути к пониманию друг друга есть. И та, и другая стороны считают разделение прогрессивным явлением – сервис должен быть сервисом, а самолеты – самолетами. Как на Западе!

Пока авиакомпания борется с постигшим ее кризисом, аэропорт, похоже, собрался процветать. Уже сейчас таможенники и пограничники работают с перегрузкой. Срочно оборудуются новые рабочие площадки, проводится реконструкция аэровокзала, чтобы увеличить его площадь до 800 квадратных метров. Начали искать партнеров. В Германии, Швейцарии, Венгрии, Италии, Франции, Турции. В дальнобойных планах построить международный сектор, оборудовать торговые точки, пункты обмена валюты, автостоянку. Но все это пока розовые мечты. Командир аэропорта обещает управиться за два-три года, но кто может сегодня поручиться хотя бы за месяц вперед?

А пока большинство международных рейсов – транзитные. Российские самолеты из Тюмени, Уфы и Новосибирска следуют в Индию, Эмираты, Турцию. Таможенный и пограничный контроль проходят в Астрахани.

Наши авиаторы тоже полетывают за рубеж – для них почти все осталось по-старому. Только что у Москвы теперь спрашиваться не надо – лети, куда хочешь.

Дмитрий Боровский, «Комсомолец Каспия», 1994 год

14 августа 2016, 15:30

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ




Лента новостей